Научное название рода Erysimum происходит от греческого слова erio—«избавляю», «излечиваю» благодаря лечебным свойствам указанных видов.
Это двухлетнее серо-зеленое травянистое растение из;
семейства крестоцветных, высотой 30—90 см. В первый год посева образует розетку прикорневых продолговатых, зубчатых и узких листьев длиной 10—15 см. Стеблевые листья — очередные, сидячие, линейные, мелкие. Цветет на второй год, цветки собраны в кистевидное соцветие, желтые, мелкие. Плоды — длинные и тонкие стручки.
Цветет с мая по июнь. Трава желтушника обладает очень горьким вкусом.
Кроме указанной типичной формы, культивируемой под Москвой, в БССР и на Украине, различают несколько разновидностей дикорастущего желтушника серого.
Встречается в Донбассе и желтушник левкойный. Эти виды можно найти в окрестностях Донецка, Жданова.

В связи с тем, что сила действия различных форм желтушника серого весьма неодинакова, сбор дикорастущих растений не производится.
С 1948 г. желтушник серый введен в культуру. О неприхотливости его в Донбассе мы убедились на опыте посевов в Донецке и Торезе.
Трава богата сердечными гликозидами, из нее в СССР выделены в чистом виде гликозиды эризимин и эризимозид, являющиеся заменителями африканского строфантина.
Применение желтушника известно издавна. Еще древние греки и римляне считали его лучшим сердечным и мочегонным средством при водянке. Впервые желтушник был экспериментально изучен советскими фармакологами М. Н. Варлаковым (1940), Н. В. Вершининым (1944), А. Д. Туровой (1952 г.). С 1952 г. выпускают гликозид эризимин в ампулах. Клиническое изучение эризимина и эризида в ряде клиник 1-го Московского, Томского, Рязанского, Донецкого, Ижевского мединститутов, в том числе и Л. А. Лещинским, под руководством одного из авторов книги (А. Я. Губергрица), показало, что они действительно оправдывают себя при лечении недостаточности кровообращения II «А» и частично II «Б» и малоэффективны при III степени. К таким же выводам пришел и другой из авторов книги, Н. И. Соломченко, в госпитальной терапевтической клинике Донецкого мединститута. В частности, было установлено, что для достижения строфантиноподобного действия дозу эризимина у некоторых больных надо постепенно увеличивать до 3—4 мл в сутки при двухразовом внутривенном введении. Н. И. Соломченко применял у 50 больных также галеновые препараты желтушника: 10%- ную настойку по 30—40 капель на прием, водный настой из 1—2 столовых ложек травы на стакан кипятка по столовой ложке 4—5 раз в день с сахаром и порошок из травы с цветами по 150—200 мг 3 раза в день в желатиновых капсулах. Так как в кислой среде желудка желтушник значительно разрушается, эти капсулы покрывались коллодием или расплавленным воском. После курса лечения этим препаратом у больных исчезали или уменьшались одышка, отеки, сердцебиение и другие признаки сердечно-сосудистой недостаточности и у больных с пороками сердца. Побочного действия не отмечали. Настой желтушника часто вызывал тошноты и рвоты, а поэтому через несколько дней его отменяли. Только у некоторых больных, страдавших осложненными пороками сердца (с брюшной водянкой), после лечения этим настоем возникал понос и брюшная водянка исчезала.
Употребляется также жидкий экстракт желтgt;шника и препарат комбинированного действия кардиовален, куда входит сок этого растения.
Из желтушника левкойного сотрудниками ХНИХФИ (Харьков) получены препараты — корезид, содержащий сумму гликозидов, и гликозид эрихрозид, обладающий высокой биологической активностью. Эти препараты применяются подобно строфанту при недостаточности кровообращения II и III степени.