В XX в. специалисты различных направлении (психиатрия, сестринское дело, социальная работа и пр., не считая психологии) разработали и охарактеризовали сотни профилактических программ, призванных опосредовать негативное влияние факторов риска и усилить позитивное воздействие защитных факторов от младенческих до преклонных лет. Хорошим образчиком охарактеризованных программ с охватом жизненного цикла является работа «Четырнадцать унций профилактики» (Fourteen Ounces о] Prevention) (Price, Cowen, Lorion & Ramos-McKay. 1988). Мы приведем лишь несколько примеров описанных в литературе профилактических программ. Чтобы показать актуальность дебатов вокруг эффективности профилактических программ, мы приводим примеры как удачных, так и неудачных исследований. Для более детального обзора мы отсылаем заинтересованных читателей к работам Esterling, L'Abate, Murray & Pennebaker (1999) и Mrazek & Haggerty (1994). Некоторые исследования, связанные с профилактикой, упоминаются также в других главах нашей книги.
Примеры универсальных профилактических программ
Универсальные (или первичные) профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и исследователи часто останавливаются на школах по двум причинам: профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, а школы обеспечивают поперечный срез популяции, если их администрация заинтересована в повышении благополучия детей. К самым частым мишеням подобного вмешательства можно причислить агрессию, самоконтроль, академическую успеваемость и предотвращение расстройств с нарушением поведения. Так, в ходе многостороннего исследования, призванного усовершенствовать социальные навыки и навыки чтения у детей начального школьного возраста в 19 школах в районе Балтимора, Келлам, Рибок, Иалонго и Майер (Kellam, Rebok, Ialongo & Mayer, 1994) выявили, что вмешательства, касавшиеся социальных навыков, оказывали долговременный эффект на общие уровни агрессии. Любопытно, что предусмотренное проектом улучшение навыков чтения позитивно сказалось как на овладении чтением,
так и на уровне агрессии. Аналогичный проект, который объединил тренинг педагогов в управлении поведением с компонентами решения проблем в классе, принес такие же результаты. Более того, программа, реализованная Хокинсом, Лактином, Манделлом и Озиемковска (Hawkins, Laktin, Mandell & Oziemkowska, 1992), продемонстрировала позитивное воздействие на делинквентность. потребление алкоголя и успеваемость в школе по сравнению с не принимавшими участия в программе контрольными субъектами через 4 года после завершения проекта.
Однако универсальные профилактические программы не всегда приводят к успеху. Например, С пенс (Spence, 1998) описывает два исследования, мишенью которых была подростковая депрессия (Clarke, Hawkins, Murphy & Sheeber. 1993). где достижений было мало, а то и вовсе никаких. Эти вмешательства были краткосрочными, собирали учащихся лишь на 3-5 групповых встреч примерно по 50 минут каждая, во время которых давалась общая информация о депрессии и описывалось лечение. Во втором исследовании были добавлены кое-какие краткосрочные поведенческие вмешательства. Эти вмешательства не пошли на пользу детям-участникам. Небольшой краткосрочный эффект испытали мальчики, однако и он исчез при оценке через 12 недель после завершения программы.
Недостаток влияния отдельных универсальных профилактических вмешательств может быть связан с рядом факторов. Иногда эти программы плохо подкованы теоретически и не опираются сугубо на ту информацию, что содержится в научной литературе. Следовательно, переменные определены неадекватно и касаются большей осведомленности в профилактике. Кроме того, хотя одним из основных преимуществ универсальных профилактических вмешательств обычно является применение вмешательств «в малых дозах» (кратких и относительно дешевых), отсутствие в них интенсивности также может выступить одним из их крупнейших недостатков. Во многих случаях развитие проблем, связанных с множественными факторами риска, может потребовать более интенсивных вмешательств, нежели те, что возможны при помощи механизмов первичной, или универсальной, профилактики.
Примеры селективных профилактических вмешательств
За последнюю половину XX в. профилактические программы продемонстрировали значительный интерес к идентификации нарушении и применении вмешательств в группах высокого риска. Эти программы в типичных случаях фокусировались на детях, подверженных социоэкономической депривации, трудностям переходных периодов, на детях родителей с психопатологией, детях, переживших травмы; детях, чьи родители разъехались или развелись, и детях, подвергающихся множественным факторам риска (Spence, 1998). Многие такие программы оказались чрезвычайно успешными (пример селективной профилактической программы для взрослых см. в модуле 14.3).