Наряду с умножением когнитивных подходов к индивидуальным психологическим проблемам вроде депрессии и тревоги то же самое произошло и с подобными подходами в области парной терапии.
КППТ-подходы выходят за рамки простого функционального анализа открытого поведения пары и подчеркивают дополнительное значение перцепций партнеров и интерпретаций поведения и ситуаций. Аналогично когнитивным подходам, применяемым к индивидам с расстройствами настроения, КППТ-подходы подчеркивают практичность вмешательств с когнитивным переструктурированием в случае проблемных отношений между партнерами (см., например, Beck, 1976). Как и в индивидуальных когнитивных вмешательствах, КППТ-клиницист обычно оспаривает допущения («Я не сомневаюсь, что он не желает работать над проблемами, о которых я пекусь»), оспаривает абсолютизмы («Он никогда меня не слушает!»), атрибуции («Когда она заказывала столик для обеда в честь нашего юбилея, то знала, что мне не понравится ресторан, который она выбрала»), экспектации («Я попросту уверен, что вся эта терапевтическая чепуха не поможет») и прогнозы («Я не собираюсь просить ее о свидании, потому что она посмеется надо мной; ведь мы были женаты 47 лет»). КППТ-клиницист помогает парам понять влияние их когниций на паттерны их поведения и чувства, а также важность правильного и логичного истолкования действий и интеракций в контексте их отношений.
Эмоционально-сфокусированная парная терапия (ЭФПТ)
Этот подход к терапии уходит корнями в теорию привязанности (Bowlby, 1969) и помещает обсуждение проблем отношений между партнерами в рамки, позволяющие рассматривать их с точки зрения относительных достоинств и недостатков в качестве привязанности между партнерами. Первооткрывателями этого подхода были названы Гринберг и Джонсон (Greenberg & Johnson, 1988; Johnson & Green-berg, 1995; Christensen & Heavey, 1999), а полное его описание содержится в приведенных здесь ссылках. При размышлении над реляционным функционированием с этой точки зрения главным оказывается качество связующей нити между партнерами. Если выразиться конкретнее, то пары будут свободны от дистресса в той степени, в какой они наслаждаются надежной привязанностью. Отношения, в которых надежная привязанность не достигнута, могут осаждаться широким кругом проблем и дисфункций. Разрыв связующей нити может привести к дистрессу в отношениях, который впоследствии стимулирует у партнеров первичные эмоциональные реакции — страх быть брошенными. Эти первичные эмоции впоследствии могут проявиться в виде вторичных паттернов поведения или таких эмоций, как гнев и замкнутость. Взаимодействие между первичными эмоциями и вторичными эмоциями и паттернами поведения способно привести к постоянному реляционному дистрессу, который может казаться паре тем узлом, что невозможно распутать. Поэтому клиницист, применяющий ЭФПТ, сфокусируется на восстановлении связующей нити и снижении реляционного стресса.
Восстановление связующей нити обычно достигается в процессе побуждения партнеров к переживанию первичных эмоций (например, страх быть брошенными) и высказыванию их своим партнерам. Этот процесс часто заканчивается серьезным инсайтом, затрагивающим «я» и проблемы, по-настоящему влияющие на связь и ее качество. Кристенсен и Хиви (Christencen & Heavey, 1999) так описывают этот процесс;
К примеру, ЭФПТ-терапевт может помочь преследователю, гневающемуся из-за отсутствия контакта с замкнувшимся партнером, достучаться до ее или его страха быть брошенным и побудить выразить этот страх, а не вторичный гнев. Партнер, в свою очередь, может ответить на страх не замкнутостью, а поддержкой, и зародится новый, более функциональный паттерн интеракции (р. 172).