«Программа для групп равных и профессионально руководимых групп в поддержку семейных опекунов» [The Peer and Professionally Led Groups to Support Family Caregivers program) (Toseland, Rossiter S. Labrecque, 1989) была призвана сократить психологические, эмоциональные и социальные факторы риска, с которыми сталкиваются взрослые дети, оказывающиеся в роли лиц, ухаживающих за престарелыми родителями. В данном конкретном исследовании эффективность групп поддержки под руководством профессионалов сравнивалась с таковой у групп, руководимых непрофессиональными сверстниками. Условия вмешательств сопоставлялись друг с другом и контрольными очередниками, которые не получали никаких суппортивных групповых услуг. В протоколах профессиональных групп и групп равных применялись суппортивные техники, которые были сосредоточены на озвучивании реакций на стрессовые ситуации, выражении групповой

поддержки и подтверждении способностей к копингу. Кроме того, в группы с профессиональным руководством были включены традиционные образовательные компоненты и компоненты,связанные с решением проблем. И в группах равных, и в профессиональных группах показатели психиатрических симптомов, а также копинга и компетенции были лучше по сравнению с контрольными группами. Кроме того, в обеих группах вмешательства была продемонстрирована большая коммунитарная осведомленность и, похоже, лучше развились и использовались системы социальной поддержки. Эти результаты проявились через короткое время и сохранялись при оценках через 1 год. Оказалось, что группы под водительством равных получали больше неформальной поддержки, чем группы под руководством профессионалов, стремившиеся сфокусироваться на высоко структурированных навыках и знаниях [Toseland, 1990).

Одна такая программа раннего профилактического вмешательства сфокусировалась на сокращении материнских факторов риска, посещая на дому беременных девочек-подростков и молодых женщин и проводя с ними тренинг навыков родительского воспитания, оказывая социальную поддержку и предоставляя информацию о контрацепции и продолжение обучения. У матерей, участвовавших в программе во время беременности и на протяжении второго года жизни ребенка, наблюдалось значительное снижение числа преждевременных родов и доказанных случаев насилия над детьми. В соответствующих исследованиях выяснилось, что социоэкономически неблагополучные дети, чьи семьи участвовали в надомных профилактических программах, демонстрируют улучшенные социальные навыки и когнитивные способности.

С учетом высокой частоты разводов в наши дни обычной мишенью вторичных профилактических программ стало опосредование негативного влияния распада семьи. Применение ряда программ (см., например, Hodges, 1991) привело к снижению тревоги, повышению поведенческой компетенции, повышению учебной компетенции, повышению способности решать проблемы и снижению самообвиняющих чувств при сравнении детей расставшихся родителей, участвовавших в программе, с детьми расставшихся родителей, не участвовавших в программе (Spence, 1998).

Как и в случае универсальных профилактических вмешательств, селективное профилактическое вмешательство даже с самыми лучшими намерениями может быть неэффективным, а то и усугубить проблему. Например, Дишиои и Эндрюс (Dishion & Andrews, 1995) в исследовании, нацеленном на профилактику нарушения поведения и злоупотребления психоактивными веществами у подростков с четырьмя и более факторами риска (плохие отношения с родителями, отсутствие интереса к учебе, проблемные паттерны поведения, опыт употребления токсических веществ, употребление подобных веществ в семье и стрессовые жизненные события), была получена любопытная смесь результатов. Программа усовершенствования навыков родительского воспитания продолжительностью в 12 сессий привела к значительному урежению семейных конфликтов, проблемного поведения в школе и тенденции к снижению токсических злоупотреблений. Однако выяснилось, что групповые вмешательства при работе с мальчиками из категории высокого риска дали обратные результаты — оказалось, что такие мальчики, участвуя в групповых вмешательствах с целью наработки социальных навыков, чаще демонстрировали поведенческие проблемы в школе и злоупотребляли психоактивными веществами. Поэтому представляется, что вмешательство данного типа фактически может быть противопоказано мальчикам из группы высокого риска (Dishion, McCord & Poulirt, 1999). Возможно, что групповые собрания таких мальчиков способны упрочить девиантное поведение.

Еще одной серьезной проблемой в отношении подростков и взрослых является распространение ВИЧ-инфекции и больных СПИДом. Подробнее об этом см. в материале модуля 14.4. Множество профилактических программ охватывает представителей всех возрастов. Примеры характеристик см. у Price et al., 1988.

Примеры показанных профилактических вмешательств. Профилактические вмешательства данного типа предназначены для людей, «у которых при обследовании обнаружены проявленный фактор риска, заболевание или аномалия, переводящие их в группу высокого риска развития психопатологии в будущем» (Spence, 1998, р. 308).