. В этих подходах подчеркивается вариативность определенных популяций в их средовых контекстах за установленные периоды времени (NIMH, 1995). К сожалению, к концу 1990-х гг. базы данных с расчетными показателями возникновения психических проблем и соответствующих факторов риска устарели на 10-20 лет. В NIMH приступили к крупному лонгитюдному исследованию частотности и распространенности психических нарушений в репрезентативной выборке из 10 000 жителей Соединенных Штатов в возрасте 15 лет и старше (NIMH, 1999). Данные, собранные по реализации этого и будущих проектов, позволят и впредь развивать технологии целевых и эффективных профилактических вмешательств.
КОММЕНТАРИИ
Ключевой интерес для клинических профессионалов представляет задача NIMH (NIMH, 1998) по разработке паттерна систематических исследований в сфере «профилактических услуг». Этой задачей признается простой факт: ни одна программа изучения профилактики и вмешательства не должна завершаться до применения и характеристики технологии в реальных условиях. Несмотря на свое давнишнее положение в качестве главного догмата коммунитарной психологии, в недавней истории этим этапом процесса исследования часто пренебрегали и уклонялись от него (Leaf, 1999; NIMH, 1998). Как говорилось выше, в обзоре 1998 г. не было найдено почти никаких работ такого рода, спонсированных NIMH.
У неудач, постигших организацию научных исследований, направленных на характеристику полезности технологий профилактики и вмешательств и разработанных в искусственной научной среде, но для условий реального мира и для применения комму-нитарными учреждениями по оказанию соответствующих услуг, есть несколько причин. Наверное, одна из главных — остры!! недостаток профессионалов, владеющих и хорошо развитыми навыками исследования профилактики и вмешательств, и адекватным опытом оказания клинических и профилактических услуг на коммунитарной основе. Существует много искусных и опытных методистов и много опытных профессионалов по оказанию клинических услуг, но мало кто владеет обеими квалификациями. Такое положение дел отражает трещин}', пролегавшую между исследователями и клиницистами на протяжении большей част» XX п. в клинических дисциплинах. Остается лишь сожалеть, что большинство исследователей клинической психологии, занимающих посты в крупных научно-исследовательских институтах, обладают весьма небольшим опытом практической деятельности. Основная масса опыта по оказанию услуг, находящаяся в распоряжении исследователей клинической психологии, образована тем, что эти ученые усвоили в интернатурах и при повышении квалификации по получении докторских степеней. Большая часть их знаний получена в научных лабораториях. С другой стороны, у многих профессионалов но оказанию клинических услуг нет времени, ресурсов или подготовки, необходимых для проведения аффективной систематической характеристики своих собственных профилактических вмешательств. Они часто прибегают к непроверенным методам