1.

Целое обычно больше суммы частей. 2.

Части семейной системы можно понять лишь в контексте системы в целом. 3.

Линейные причинно-следственные модели заменяются круговыми, синхронными и реципрокными моделями. 4.

Изменения в одной части системы влияют на все остальные части. 5.

Системы обладают тенденцией стремиться к балансу или равновесию (гомеостазу), что поддерживает стабильность и может препятствовать изменению. 6.

Механизмы обратной связи помогают восстановить баланс при его нарушении. 7.

В нездоровых системах методы восстановления баланса бывают проблематичными.

Вмешательства фокусируются на системе, а не на индивидах внутри системы.

Источник: Частично основывается на Carlson, Sperry & Lewis, 1997, p. 42-43.

______________________________________________________________

Коммуникация и семейная терапия по Сатир

Отличительным знаком данного подхода к семейной терапии является повышение самоуважения членов семьи как способ изменить ее интерперсональную систему (Carlson, Sperry & Lewis, 1997). Эти подходы допускают связь между самоуважением и коммуникацией, где качество одного влияет на качество другого. Семья рассматривается как холистическая система, роли членов которой влияют на эффективность семейного функционирования через их влияние на правила, коммуникационные процессы и реакции на стресс. Общей целью подхода, родоначальницей которого явилась Вирджиния Сатир, одна из главных разработчиц этого типа семейной терапии, является возросшая зрелость семьи. Если уточнить, то эффективный терапевт будет: а) фасилитировать вселение надежды в семью; б) укреплять навыки копинга у членов семьи и процессы копинга в семье; в) уполномочивать каждого индивида в семье делать выбор и принимать ответственность за этот выбор; г) способствовать оздоровлению всех членов семьи и семейной системы. В табл. 13.1 содержатся примеры терапевтических техник, применяемых терапевтами, которые занимаются этим видом терапии.

Экспериментальная семейная терапия

Клиницисты, пользующиеся этими подходами, часто подчеркивают важность переживания и выражения эмоций в здесь-и-теперь. Эта разновидность семейной терапии тяготеет выделять содействие процессам естественного развития в семьях, одновременно не забывая о важности обычной борьбы между автономией и интерперсональной принадлежностью, происходящей в семьях (Whitaker & Bumberry, 1988). Экспериментальные виды семейной терапии созданы для того, чтобы помочь членам семьи уси-

лить их чувство принадлежности к семье, одновременно усиливая способность семьи даровать каждому члену свободу быть индивидом.

Успешный опыт экспериментальной семейной терапии, как правило, достигает ряда взаимосвязанных целей. Во-первых, на семейных сессиях клиницист побуждает переживания здесь-и-теперь через экспансию наличествующих симптомов и эскалацию интерперсонального стресса. Это обеспечивает условия для помощи семье в развитии у нее «чувства семейного национализма». Экспериментальный клиницист попытается также фасилитировать улучшение отношений с родственниками в больших семьях, умножить контакты семьи с общиной, уразуметь экспектации семьи и ее границы, стимулировать разграничение между поколениями в семье и побудить семью к игре. Эти подходы приводят к ситуации, когда семья обеспечена моделью постоянного объединения, разделения и воссоединения, что побуждает членов семьи быть самими собой (Keith, Connell & Whitaker, 1991). Примеры техник, используемых клиницистами, которые практикуют экспериментальную семейную терапию, включены в табл. 13.1.

Миланская семейная терапия

Клиницисты, применяющие эти методы, заинтересованы в кругообразности, используемой такими живыми системами, как семьи. Часто считают, что миланский подход наиболее близок к теории кибернетических систем, выдвинутой Бейтсоном (см. выше), в том смысле, что «каждая техника или практическое установление представляет собой конкретное применение его системной теории» (Carlson et al., 1997, p. 55). Если говорить точнее, то миланская семейная терапия считает людей участниками реципрокных интеракций, которые приводят к постоянной эволюции в семье. Следовательно, считается, что существующие проблемы выполняют свою функцию для семьи и не являются патологическими симптомами, присущими какому-то отдельно взятому индивиду. Изменение часто считается относительно случайным и непродолжительным процессом, на который можно повлиять, побуждая членов семьи к изменению их когниций, перцепций и атрибуций как способ улучшить результат семейной системы.

Таблица 13 1. ПРИМЕРЬ! ТЕХНИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МНОГИМИ СЕМЕЙНЫМИ ТЕРАПЕВТАМИ Модель семьи Техники

По Боуэну/Межпоколенная

Беседа с терапевтом, э не друг с другом — удерживает эмоциональную

реактивность на низком уровне

Генограммы — карта, отображающая хотя бы 3 поколения семьи

Недопущение образования треугольника — терапевт остается объективным

и не становится ни на чью сторону

Коммуникационная/по Сатир

Хронология фактов семейной жизни — холистическая история семьи

Метафора — обсуждение идеи по аналогии

Драма — члены семьи разыгрывают сцены из своей жизни

Экспериментальная

Присоединение — клиницист устанавливает связь со всеми членами семьи

Домашнее задание — члены семьи не говорят о терапии между сессиями

Использование «я» — клиницисты находятся «в контакте» с собой и делятся

с семьей

Миланская

Круговое расспрашивание — позволяет добраться до перцепций/реакций

членов семьи

Предписания —- парадоксальные инструкции: предаться симптому

Построение гипотез — терапевт привносит в сессию идеи образовательного

характера

Конструктивистская, или нарративная (повествовательная)

Деконструкция — распутывание истории проблемы

Реконструкция/Переписывание — процесс создания новой семейной истории

Команда отражения — группа профессионалов-наблюдателей обсуждает

семью

Сфокусированная на решении

Волшебный вопрос — как изменится семья, если случится чудо?

Шкалирование — членов семьи просят давать цифровые оценки состояния

семьи

Деконструкция — порождение сомнений в семейной системе координат

Стратегическая

Директивы — приказы, отдаваемые терапевтом в надежде на согласие

или неповиновение

Предписание симптома — клиенту велят демонстрировать симптом

Парадоксальные директивы — те, которые, как надеется терапевт, семья

проигнорирует

Структурная

Мимикрия (имитация) — принятие на вооружение коммуникационного стиля

семьи

Актуализация семейных транзактных паттернов — семья занимается типичной интеракацией

Маркирование границ — укрепление расплывчатых границ и ослабление

ригидных

Поведенческая или когнитивно-поведенческая

Составление контракта — семью побуждают вести переговоры по поводу

контракта для прогресса

Тренинг навыков коммуникации — эффективное применение умножает

позитивные интеракции

Когнитивное переструктурирование — повышение валидности перцепций и

обработки данных

Психодинамическая или объектных отношений

Эмпатия — попытки понять переживания с точки зрения семьи

Интерпретация — применяется для кларификации запутанных и неосознаваемых аспектов ситуации

Аналитический нейтралитет — терапевт пытается сохранить положение аналитика

Как правило, клиницист намеревается помочь семье открыть «правила» их семейной игры и уполномочивает их изменить эти правила и улучшить исход. По ходу этого процесса терапевт пытается оставаться нейтральным и фаенлитировать или направлять процесс, нежели встраиваться в семейную систему. Примеры техник, применяемых миланскими семейными терапевтами, приведены в табл. 13.1.

Конструктивистская, или нарративная, семейная терапия

Предметом общей сфокусированности этого сравнительно нового подхода к семейной терапии является составление смыслов или истории из жизни людей и о ролях, которые люди играют в своей жизни. Проблемы рассматриваются как истории, которые индивиды или семьи соглашаются рассказать о себе, и они отражают смысл, который отдельные члены и вся семья придавали событиям в своей жизни, а также историю жизни семьи. Эти истории оказываются в фокусе вмешательства. Клиницист не фокусируется на объективных доказательствах, одновременно стараясь развеять иррациональности, как поступил бы когнитивный терапевт. Вместо этого в фокусе внимания находится изменение процессов характеристики и оценки, в которых участвуют все члены системы и система сама, — в попытке улучшить общее функционирование семейной единицы и уменьшить боль и страдание (Anderson & Goolishian, 1992; West, Bubenzer, Walsh & Sensoy, 1998), Таблица 13.1 содержит примеры техник, применяемых такого рода семейными клиницистами.

Семейная терапия, сфокусированая на решениях

Этот подход к семейной терапии исходит из того, что изменение — неизбежная и постоянная часть жизни как индивидов, так и семей, а потому пытается сфокусировать семью не на том. что невозможно, а на возможных и доступных изменению сферах. Этот подход пытается взяться за сильные качества и компетенции, уже существующие в семье, опираться на них и фасилитпровать их постоянный и всевозрастающий успех (Berg & Miller, 1992), а не сосредоточиваться на интеракциях, приведших к проблемам (Nichols & Schwartz, 1998). Центральное место в этом подходе к семейной терапии занимает формулировка целей для семьи как средство обращения к досаждающим проблемам. Цели считаются наиболее полезными, если они конкретны, измеримы, реалистичны и дерзновенны. Затем эти цели реализуются путем тонкого изменения у членов семьи мировоззрения, перцепций и паттернов поведения, по мере того как те медленно вырабатывают решения для своих нынешних проблем Примеры техник, используемых сфокусированными на решениях семейными терапевтами, представлены в табл. 13.1

Стратегическая семейная терапия

Стратегические семейные терапевты намного больше заинтересованы в изменении поведения, чем в изменении представлений и инсайте. Следовательно, стратегические семейные терапевты больше сосредоточены не на теории, а на технике, а также на выработке новых решений проблем, возникающих в семьях. Стратегические клиницисты исходят в основном из того, что семьи способны к стремительному изменению и что терапевт несет па себе некоторую ответственность за процессы изменения. Эта модель семейной терапии допускает, что семьи по сути являются системами, которые управляются правилами, и что только в этом контексте возможно понять затруднения и сильные качества. Помимо функции в том же контексте следует понимать проблемный «симптом», а симптомы считаются «поддерживаемыми системой и поддерживающими систему» (Carlson et al., 1997).

Общая цель стратегической семейной терапии — решение наличествующих семенных проблем путем планирования вмешательств, которые адекватно обращены к проблемам внутри семейного социально/о контекста. Во-вторых, стратегическая модель огромную важность придает и фасилитации движения семьи и индивидов внутри семьи к следующей фазе жизненного цикла. По Джею Хейли (Haley, 1987), который является одним из самых успешных стратегических терапевтов, в стратегической семейной терапии есть 5 основных стадий. На социальной стадии клиницист беседует с каждым членом семьи и занимает его во многом так же, как хозяин пли хозяйка на светском рауте. Когда процесс переходит к проблемной-стадии, терапевт задает специальные вопросы о проблемах, переживаемых в семье, а на стадии интеракций терапевт собирает членов семьи, чтобы те обсудили проблемы между собой, одновременно наблюдая за пересекающимися семейными процессами. На стадии постановки целей терапевт оперативно устанавливает желаемые семьей цели, а на стадии задач терапевт дает семье директивы, которые обычно выполняются между сессиями и обсуждаются с разными членами семьи на последующих сессиях. Эти директивы обычно представляют собой паттерны поведения или домашнее задание, которые семья отрабатывает вне терапевтической обстановки. Поистине захватывающие примеры применения стратегической семейной терапии содержатся в классической книге Unknown Therapies (Haley, 1983), а примеры техник, применяемых стратегическими семейными терапевтами, содержатся в табл. 13.1.

Структурная семейная терапия

Структурная семейная терапия подчеркивает превосходство процесса над содержанием и считает, что семейная структура вмещает в себя комплексы семейных коммуникационных транзакций. Структурная семейная терапия анализирует семейные субсистемы, границы, коалиции и привычные способы вести дела. Эти переходы могут осуществляться с ведома или без ведома отдельных членов семьи и обычно регулируют паттерны поведения семьи двумя основными путями. Во- первых, властная иерархия в семье диктует и авторитет, и власть в принятии решений, и процессы. Во-вторых, взаимные ожидания, сформированные в ходе переговоров, со временем создаются и выполняются членами семьи по мере того, как та постепенно эволюционирует. Структурный семейный терапевт уделит особое внимание субсистемам, присутствующим в структуре семьи. Как говорилось выше, субсистемы могут формироваться на основе какой-то общей функции или характеристики, и члены семьи могут принадлежать сразу к нескольким субсистемам. Субсистемы определяются своими границами, а границы бывают ригидными, четкими или размытыми. Первостепенная цель структурной семейной терапии — обратиться к проблемам семьи, изменяя лежащую в основе системы структуру. Этот подход ставит действие и процесс над инсай-том. а терапевтические сессии обычно бывают активными (Minuchin, 1974; Minuchin & Nichols, 1993).

Процесс вмешательства в структурной семейной терапии, как правило, продвигается вперед, минуя три главных этапа. Сперва терапевт пытается присоединиться к семейной системе и добиться в ее составе аккомодации. Это обычно требует от терапевта приспособления к семейным процессам коммуникации и перцепциям. Начало с процесса объединения с семьей и продолжение на протяжении всего участия терапевта — это процесс формирования структурною диагноза. Этот процесс обычно включает в себя постоянное наблюдение за семьей и постоянный процесс проверки гипотез и новых формулировок касательно семейной структуры и качества и функции ее транзакций. Наконец, когда терапевтический процесс продвигается вперед, структурный терапевт пытается прибегнуть к вмешательствам, которые приведут к переструктурированию семейной системы с преобразованием ее в ту, что способна эффективно справляться с жизненными стрессами, с которыми сталкивается семья и ее члены. Примеры техник и стратегий, применяемых структурными семейными клиницистами, представлены в табл. 13.1.

Поведенческая и когнитивно-поведенческая семейная терапия

Как упоминалось при обсуждении в главе 9 разных видов индивидуальной психотерапии (и в разговоре о парной терапии — см. ниже), клиницисты, использующие эти подходы, обычно понимают поведенческие паттерны как выученные и подчеркивают важность последствий того или иного поведения при его поддержании и повторении. Последствия установок, экспектаций или характеристик также имеют первостепенную важность для терапевтов, подходящих к семейной терапии из такой перспективы. В центре внимания данного типа терапии часто оказываются функции паттернов поведения и когниции, и когда паттерн поведения и мысли с их антецедентами и последствиями идентифицированы, семейный клиницист может помочь семье удовлетворить свои нужды без высоких расходов на индивидуальную или системную терапию.

Поведенческий и когнитивно-поведенческий семейный терапевт обычно намеревается научить семьи оценивать собственные паттерны мышления и действия с их последствиями, заставляющими их сохраняться или повторяться. Семьи учат и тому, как заменить затратные и неэффективные паттерны поведения на адаптивные. Эти шаги зачастую реализуются путем преподавания коммуникационных навыков, навыков решения проблем, стратегий разрешения конфликтов, составления контрактов, ведения переговоров и применения дифференциального подкрепления здоровых для семьи паттернов поведе-ния/когниций. Одновременно семью побуждают сократить подкрепление дезадаптивных поведенческих и когнитивных паттернов, при этом высоко оценивая внутрисемейные подкрепления адаптивных и здоровых действий и мыслей. Примеры подходов и техник поведенческих и когнитивно-поведенческих семейных терапевтов приведены в табл. 13.1.

Психодинамическая семейная терапия и объектные отношения

Психодинамические разновидности семейной терапии держат в центре внимания интрапсихическое прошлое всех членов, их прошлые отношения — особенно с родителями — и прочие ранние воспомина-. ния и конфликты. Многие из этих ранних переживаний «интернализируются» и оказывают воздействие как на сознательные, так и на бессознательные процессы в функции семьи. Главная цель, как и для большинства типов психодинамической терапии, — довести до сознания бессознательные паттерны функционирования в семье. Это обычно достигается путем здравого использования процессов переноса и контрпереноса (как обсуждалось в главе 7). Семейный терапевт, опирающийся на объектные отношения, создает терапевтический альянс и затем после-, довательно прорабатывает защиту и сопротивление семьи, помогая ее членам интернализировать адаптивные объекты и формировать более эффективные отношения. Примеры техник психодинамических семейных терапевтов приведены в табл. 13.1.