Это интересный и иногда неприятный вопрос, требующий вопроса более фундаментального: как нам установить успешность парной терапии? Исследователи данной области часто определяют успех с точки зрения «удовлетворения». Любой клиницист, повидавший в процессе терапии чуть больше нескольких пар, сможет сказать вам, однако, что некоторые пары настолько не подходят друг другу или пребывают в настолько нарушенных отношениях, что на деле самым возможным позитивным исходом является развод или разъезд. Помимо этого исследователи часто измеряют пары по биполярным параметрам (например, удовлетворение против неудовлетворенности), тогда как должны измерять многие параметры (например, частоту неудовлетворенности и удовлетворения независимо). Тенденция исследователей в данной области создавать искусственные дихотомии может вести к потере важной информации (Fincham & Beach, 1999). Такие искусственные разграничения и дихотомии часто усложняют чтение литературы и особенно фрустрируют исследователей, занимающихся мета-анализами, а также клиницистов, предоставляющих услуги в рамках парной терапии.
Итак, опять же — помогает ли парная терапия? Похоже, что пары, участвующие в терапии независимо от ее типа, в своей совокупности выказывают значительное улучшение по сравнению с контрольными группами или парами, испытывающими похожие трудности, но не получающими ни поддержки, ни вмешательств. Размеры эффекта, обнаруженные исследователями, проводившими мета-анализы имеющейся научной литературы, констатируют, что для любой случайно выбранной пары, участвующей в парной терапии, существует 65% вероятность более позитивного исхода, чем для любой произвольно выбранной контрольной пары (см. обзор Christensen & Heavey, 1999), и что участие в лечении ответственно примерно за 85% вариативности позитивных исходов. Однако вероятность «лучшего» результата не то же самое, что вероятность «здорового» или «нормального» исхода. При характеристике их способности переводить пары из диапазона клинического дистресса в диапазон без дистресса метааналитические исследования показывают, что от 33 до 41% пар, участвующих в парной терапии, переживают «успешный» исход (Jacobsen et al., 1984; Shadish et al., 1993). В то время как из этих результатов следует, что парная терапия может доказать свою полезность в повышении удовлетворения и здорового функционирования в отношениях, понятно и то, что более 50% пар. участвующих в терапии, не достигают успеха с точки зрения перехода в диапазон функционирования, лишенный дистресса.
Логично задать следующий вопрос: как долго держатся позитивные эффекты парной терапии? В литературе описано несколько проконтролированных исследований с долгосрочным контролем по завершении лечения. В серии метаанализов литературы (см., например, Hahhveg & Markman, 1988; Jacobson, 1984; Shadish et al., 1993) одинаково выявлено, что позитивные эффекты парной терапии сохраняются на протяжении 6 месяцев после лечения. Несколько исследований, где проводился контроль более чем через 6-месячный период времени, показали, что эффекты ГШТ обычно исчезают, но эффекты методов, более ориентированных на инсайт (таких, как ЭФПТ), продолжают оказывать некоторое действие даже через 4 года после лечения (Snyder, Wills & Grady-Fletcher, 1991).
Широко используемой процедурой для проведения обсервационных исследований пар является «Система кодирования супружеских интеракций» (Marital Interaction Coding System). Основанная на кодировании видеозаписей, эта система, как было показано, измеряет 4 фактора и для мужчин, и для женщин — враждебность, конструктивное обсуждение проблем, юмор и обсуждение обязанностей (Неу-man, Eddy, Weiss & Vivian, 1995)
Какая разновидность парной терапии помогает лучше всего?
По выполнении проконтролированных клинических испытаний в сравнении с типами парной терапии, рассмотренными выше, оказывается, что лидером нельзя назвать ни один метод (Christensen & Heavey, 1999; Halford, Sanders & Behrens, 1993). Достаточно любопытно, что если в некоторых исследованиях и обнаруживается превосходство какого-то одного типа терапии (как, например, в работе, где говорится о контроле через 4 года, показавшем, что эффекты терапии, ориентированной на инсайт, сохраняются дольше, чем эффекты ППТ), то речь неизменно идет о разновидности терапии, практикуемой главным автором работы. Хотя за последние 40 лет был достигнут огромный прогресс, область парной терапии по-прежнему подлежит усиленному изучению.