Андреа и Леон, каждому из которых было примерно по 25 пет, были женаты уже год, когда их врач направил пару на лечение из-за боли, которую вызывал у Андреа половой акт, — ситуации, которая поставила их брак под серьезнейшую угрозу. Хотя они были знакомы 4 года, до женитьбы они, занимаясь сексом, не прибегали к пенетрации. В тех нескольких случаях, когда они пытались это сделать, им приходилось остановиться из-за сильнейшей боли у Андреа. Оба партнера родились в нестабильных браках. Хотя ни у кого из них родители не развелись, домашняя жизнь полнилась конфликтами и отчаянием. Андреа держалась ближе к матери, которая поверяла ей разные секреты при частом обсуждении конфликтов и супружеской дисгармонии, обычных для их семейства.
Андреа остро сознавала свое желание «присутствовать в семье» ради матери и обеспечить ей социальную поддержку, в которой та, похоже, отчаянно нуждалась. Впоследствии Андреа Предприняла неимоверные усилия к тому, чтобы обеспечить матери абсолютную поддержку, и активно старалась не показывать той, что хоть в чем-то не согласна с ее мнениями. Неизбежные различия между матерью и дочерью Андреа пыталась всячески сглаживать, чтобы мать и не подозревала об их наличии, и никогда ее не обижать. Андреа считала, что половая жизнь у ее родителей прекратилась, когда ей было лет 7, и ее воспитали с четким посланием о том, что всем парням нужно только одно и что ни в коем случае нельзя заниматься сексом до свадьбы. Другие сексуальные темы на протяжении детских лет Андреа тщательно обходились.
По ходу семейной терапии стало ясно, что интенсивная эмоциональная связь Андреа с матерью ограничила ее развитие и что установление здоровых и полноценных отношений с мужчиной могло поставить под угрозу ее близость с матерью и зависимость от нее. Когда в конце концов Андреа, следуя совету терапевта, рассказала матери о своих сексуальных затруднениях и вопросах, обсуждаемых по ходу терапии, мать призналась, что еще в подростковом возрасте подвергалась сексуальному насилию. Совершенно очевидно, что мать никогда не пыталась проработать проблемы, связанные с ее собственными сексуальными трудностями. Обсуждение их обоюдной нужды в профессиональной помощи помогло снять бремя ответственности с Андреа и привело к более откровенной и здоровой коммуникации.
На протяжении работы терапевта с парой Андреа и Леона побуждали взглянуть с психологически иной точки зрения на проблемы с половым актом и иначе отнестись к своим былым проблемам и неудачам. Терапевт побудил их продолжить и наращивать прикосновения и доставлять друг другу удовольствие даже без полового акта. Построение навыков и библиотерапия повысили их открытость возбуждению и понимание потребности в возбуждении у партнера. Одновременно обсуждались эмоции, испытываемые во время сексуальных действий, и смысл этих эмоций был также проанализирован и обработан. Когда пара стала придавать новый смысл переживаемым чувствам, а Андреа предоставили возможность развить отношения с матерью, здоровое развитие пары продолжилось и оказалось успешным.
Источник: По Nolen-Hoeksema (1998, p. 405J.