Разработка программ психического здоровья на государственной службе и управление ими одновременно и захватывают, и фрустрируют, они тривиальны и наполнены смыслом, приносят удовлетворение и унижают. Д-р Конни Кляйн, психолог, заведующая психиатрическим отделением штата, объяснила это в следующих словах:

Существует множество неписаных правил для отдельных культур, скажем, для больницы, или клиники, или кафедры; подобные правила имеются и для политической среды. А слово «Политик» пишется с большой буквы. Я первый и главный член администрации губернатора. Это означает, что я воплощаю в жизнь его платформу и программы. Это также означает запрет на какую бы то ни было открытую критику ситуации даже в случае, когда ресурсы на психиатрию изымаются, чтобы прикрыть кого-то или покрыть какие-то недоделки. Гуманитарная служба — добыча легкая. В государственном стационаре всегда найдется изьян, и обязательно найдется подросток, которого кому-то захочется госпитализировать на веки вечные. В клинические решения вмешивается уйма фискальных агентов. Иногда происходят по-настоящему прискорбные события, например, дикие обвинения в прессе, кричащей «об ужасах психиатрии». Это жизнь, выставленная на всеобщее обозрение. Вы спрашиваете, зачем же мне оставаться на этой должности? Почему не уйти в частную практику? Что же — времена изменились. Сегодня многие частнопрактикующие психологи стремятся к сотрудничеству с моим отделением — и нуждаются в нем. И это приносит удовлетворение. В частности, я могу повлиять на общую политику: например, ослабить

акцент на госпитализации и санкционировать разработку приличных и скромных коммунитарных программ. И, честно говоря, мне нравится, когда губернатор говорит о нас теплые слова. И это здорово — работать с большинством сенаторов и членов палаты представителей.В этом случае я нахожусь в средоточии действующей демократии. Это по-настоящему увлекательно. Ритуалы смехотворны и раздражают, и часто возникают недоразумения, однако в итоге что-то все-таки происходит. Когда мы вывешиваем в сети достойную программу или имеем денежные излишки, которые можно во что-то вложить, качество жизни нашего уголка мира в целом становится лучше. Хотя важнее всего прочего то, что мы отвечаем за людей так, как не отвечает никто другой. Частнопрактикующие специалисты, частные стационары, страховые компании — все они в известной степени жульничают, подбирая пациентов полегче или тех, кто способен платить сколь угодно долго. Наша же клиентура, с другой стороны, в финансовом отношении вполне беспомощна и страдает действительно серьезными заболеваниями. Такого контингента больных, как у нас, нет больше ни у кого. Приятно выйти за рамки традиционных подходов и получить данные, свидетельствующие о повышении эффективности. Бывают и моменты личной радости, например, несколько месяцев тому назад наша команда, работающая по специальным контрактам, грамотно поступила с девушкой в коме, у которой была анорексия. Она выжила. У меня до сих пор наворачиваются слезы на глаза, когда я перечитываю благодарное письмо ее мамы, присланное к Рождеству. Мы особенные, потому что мы — на самом дне сети безопасности. Мы — застрельщики перемен.

Профессиональная защита и аккредитация организаций

Важность для психологов представляют и другие организации — например, профессиональные ассоциации. Одни клиницисты относятся к подразделению 12 — клиническая психология — при Американской ассоциации психологов, а другие числятся в других подразделениях ААП — консультационная психология, Общество по Коммунитарным исследованиям и мероприятиям, Реабилитация, Умственная Отсталость и Инвалидизация в связи с развитием, Психоанализ и психология женщин. Клиницисты, особенно те, кто интересуется профилактикой и исследованиями, являются также членами Американского психологического общества и Американской ассоциации прикладной и профилактической психологии. В общинах и штатах, а также за рубежом есть много других организаций, которые связаны с клинической деятельностью. Рут (Routh, 1994) предоставляет великолепный обзор развития клинико-психологических организаций в США, начиная с 1917 г. С ростом частной практики за последние не-

сколько десятилетий потребность в работе сетей профессионалов, тренинге и поддержке привела к расцвету психологических организаций. Требования непрерывного обучения, звучащие со стороны советов штатов по лицензированию, также помогли психологическим ассоциациям штатов нарастить активность в области постоянного обучения. Профессиональные психологические организации все чаще оказываются эффективным политическим голосом и активно способствуют обсуждению поведенческого здоровья нации в будущем.

Психологов иногда привлекают организации адвокатского типа. Идеи подобных организаций развились и дифференцировались в Соединенных Штатах и других странах во второй половине XX в. Есть два их типа: востребованные и добровольные. Востребованные адвокатские организации регулируются законами или уставами. Они выполняют роль сторожевых псов при службах человека. Так, Совет по надзору за воспитанием чужих детей обязан присматривать за детьми, отданными в чужие руки, с прицелом на побуждение к планированию постоянного проживания. Учреждения защиты и адвокатуры (Р&А) пользуются широким правом убеждаться в эффективном уходе за людьми с ограниченными возможностями (включая эмоциональные расстройства). Агентства Р&А наделены широкими полномочиями, включая подачу запросов о выдаче для анализа клинической документации, касающейся институционализированных пациентов. Похожая программа обеспечивает омбудсменов — шведский термин, обозначающий пациентов, «представителей>>-резидентов или адвокатов. «Лица-омбудсмены» могут назначаться штатом для расследования жалоб, поступающих из больниц, домов престарелых и прочих учреждений службы человека.

Добровольные адвокатские организации в Соединенных Штатах пребывают в диапазоне от неформального собрания озабоченных граждан до крупных и официальных сообществ типа Национальной Ассоциации психического здоровья (NAMH) и Национальной федерации душевнобольных (NAMI). Эти организации заставляют свой бизнес лоббировать законодателей, проектировать законы, повышать сознательность и содействовать официальным учреждениям. Описание NAMI см. в материале модуля 15.4. Они также оказывают социальную поддержку психически больным людям и их семьям.

Психологам наверняка придется иметь дело с аккредитирующими организациями, чаще всего — при подготовке к подтверждению и сохранению профессиональных стандартов, но также и в качестве подготовленных экзаменаторов в составе приходящих команд, Почти все психологи со степенями докторов философии и психологии прошли через подготовительные программы, аккредитованные Американской Ассоциацией Психологов, и каждые несколько лет проходят проверку, проводимую приходящей командой. За последние десятилетия национальные аккредитирующие организации для клинических учреждений приобрели значительную важность по мере того, как аккредитированный статус сделался непосредственно связанным с правом на финансирование, государственное или частное. Самый старший из этих органов — Объединенная Комиссия по аккредитации организаций здравоохранения (JCAHO). Она уходит корнями в аккредитацию больниц, однако теперь предлагает множество специально разработанных категорий аккредитации для разных условий и медицинского, и поведенческого здравоохранения. Другие группы, предлагающие аккредитацию, восходят к службам по обеспечению благосостояния детей, исправительным системам, индустрии управляемого лечения и т. д. Короче говоря, аккредитация подразумевает соответствие ряду стандартов и наличие рационально избранного непрерывного усовершенствования в отдельных зонах. В своей основе стандарты аккредитации имеют много общего с организационными премиями за качество — это касается акцента на ответственности лидерства, уделения главной роли процессам совершенствования и обратной связи с заботой удовлетворенностью клиентов, поставщиков и инвесторов. Сейчас отмечается значительный акцент на исходах и результатах в противоположность сосредоточенности на соответствии процессуальным стандартам. Иначе говоря, сегодня важно не только делать что-то правильно (проводить адекватное и работоспособное лечение), но и делать это правильное хорошо (проводить лечение, которое доступно, своевременно, эффективно, безопасно, постоянно, рационально и проводится с уважением и вниманием).

Организационное консультирование

Психологи часто консультируют организации. Консультанты применяют на практике свои познания в психологии развития, социальной и клинической психологии, отвечая на запросы школьных или лечебных организаций — больниц, семей, принявших ребенка на воспитание, домов престарелых и реабилитационных учреждений. Консультирующих клиницистов могут попросить провести также краткие курсы или семинары для учителей и общественных организаций, включая психологические ассоциации. Клинические психологи в основном работают в организациях; индустриально-организационные (И-О) психологи сосредоточены на работе над организациями, пытаясь улучшить стили менеджмента, моральные качества рабочих, продуктивность, уменьшить текучку кадров и т. д. Прежняя, довольно четкая демаркационная линия между двумя типами психологов отчасти стерлась по мере того, как все большее число клинических и консультирующих психологов перешло к индустриально-организационной деятельности.

Чем занимаются И-0 психологи? Фокусируясь не на индивидах, но на особенностях организации, консультирующие И- О психологи реагируют на проблемы в бизнесе и производстве, применяя данные по исследованию систем, отбору кадров, мотивации, групповой динамике и другие вещи, известные из прочих областей психологии. Частью задач И -О является анализ работ, классификация работ и отбор кадров. Эти психологи описывают и классифицируют работы и отбирают работника для их выполнения. Ради справедливости к соискателям важно использовать только те тесты, которые наглядно продемонстрировали свою способность отбирать лучших, — т. е. те, которые прямо связаны с должностными критериями. Развитие и повышение квалификации (тренинг) персонала — еще один предмет заботы для психологов И- О. Как именно это организовать — показывать фильмы, устраивать демонстрации, предоставлять возможности ассистированных упражнений или проводить курсы тренинга вне организации? Какие новые навыки нужны рабочим, и как им побыстрее и попроще приобрести их? Психологи И-О давно занимались изучением установок и мотиваций. Какие условия способствуют сознательному производственному перформансу? Как помочь работникам доброжелательно относиться к компании и к ее задачам?

Индустриально-организационные психологи, подобно некоторым своим собратьям из клинической психологии и психологии личности, осознали, что в ходе оценки задания следует максимально приблизить к реальности.