Наиболее изучена структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе, частота которого достигает 6 на 1000 новорожденных, а этиология гетерогенна. В клинической структуре детского церебрального паралича центральное место занимают двигательные нарушения (параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса) в сочетании с поражением интеллекта и многих других нервно-психических функций (речи — дизартрии, задержка развития, моторная алалия), недостаточность пространственного гнозиса, связанная как с поражением теменных отделов мозга, так и с нарушением зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и др.). Эти расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с центральными параличами. Нарушается формирование ориентировочной реакции, недоразвиты предметные действия, навыки счета, письма и чтения.
В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства. Однако нарушение внимания, трудности сосредоточения на задании могут быть обусловлены и недостаточностью фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимся предметом.
Тяжелые двигательные расстройства, нарушение некоторых высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами. Эта задержка развития преодолевается специальной системой воспитания и обучения в соответствующих учреждениях.
В эмоциональной сфере детей с центральными параличами отмечается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и др.), повышенной пугливости неожиданных раздражителей, а также задержка эмоционального развития в целом, которая сочетается с задержкой интеллектуального развития. Важное место в формировании у таких детей патологических свойств личности по дефицитарно- му типу, связанному в основном с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации при воспитании в лечебных учреждениях и гиперопеки при воспитании дома. Ведущим мотивом деятельности этих детей является мотив подчинения взрослому, который оказывает отрицательное тормозящее влияние на формирование активных личностных установок. Поэтому дальнейший прогноз развития личности ребенка с церебральным параличом очень зависит от того, насколько зафиксировался данный мотив в качестве ведущего.
Определенным защитным механизмом, «амортизирующим» чувство собственной неполноценности, является, по-видимому, сочетание завышенной самооценки в отношении здоровья с низким уровнем притязаний. Пассивно защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию у этих детей этических представлений. Экспериментально выявлен более выраженный дефицит положительного сотрудничества со взрослым. Больной ребенок лучше знает, что не надо делать, и хуже, что надо.
У интеллектуально более полноценных детей патологическое формирование личности может быть связано с хроническим переживанием своей неполноценности. У таких детей наблюдаются вторичные явления аутиза- ции, уход от реальной жизни во внутренний мир фантазий и грез. В подростковом возрасте в структуре такого патологического развития личности нередко проявляются истерические черты, тревожно-мнительные со склонностью к навязчивым образованиям, ипохондрич- ности. Под влиянием дополнительных провоцирующих факторов могут возникнуть и депрессивные состояния, иногда с суицидальными мыслями.
Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у больного ребенка чувство своей нужности, полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.
* * *
Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями много сложных и чаще всего самостоятельно непреодолимых проблем.
Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть болезни, родители испытывают болезненный шок и отчаяние. Затем приходит чувство вины, позднее трансформирующееся иногда в соответствующий комплекс. Больной ребенок обостряет все внутренние конфликты в семье, а необходимость длительного ухода за ним приводит к профессиональной деквалификации матери. Значительно усложняют ситуацию родственники и знакомые, которые фиксацией на дефекте ребенка усугубляют беспокойство родителей.
Изоляция ребенка, черзмерная его опека, снижение требований к нему, закрепление за ним положения «тяжелобольного», жалость отнюдь не способствует его социальной адаптации и приводят к появлению вторичных нарушений, в частности патологическому формированию личности. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.
Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установить оптимальный климат в семье и преодолеть тяжелые эмоциональные переживания и конфликты у родителей.