Мы рассматривали генетические закономерности, знание которых поможет практическому врачу в дифференциальной диагностике заболеваний, выборе правильной тактики лечения, профилактике болезни у родственников пациента. Роль генетической конституции организма в ответе на лекарственное воздействие, т. е. в формировании терапевтического ответа, изучает специальный раздел генетики — фармакогенетика.
Реакция организма на фармакологические препараты зависит от возраста, пола, физиологического статуса и других причин. Во второй половине XX в. установлены факты, показавшие зависимость реакции на лекарства от индивидуальных различий генотипа. При приеме стандартных доз лекарств, безвредных для большинства людей, у некоторых больных обнаруживалась атипичная, патологическая реакция. Например, противомалярийное средство примахин вызывало у отдельных людей острую гемолитическую анемию. Используемый для анестезии препарат суксаметоний иногда приводил к длительному, опасному для жизни апноэ. Тщательное обследование больных и членов их семей показало, что атипичная реакция обусловлена генетически и наследуется по моноген- ному типу.
Одна из задач фармакогенетики заключается в исследовании причин атипичных реакций на лекарственные препараты, в частности, в выявлении нарушения ферментативных механизмов метаболизма, их обусловленности генетическими факторами и распределения этих факторов в популяциях. Необходимо также выяснить, участвуют ли генетические факторы в многообразии реакций организма на лекарственные препараты. Установлено, что уникальность генотипа организма может обусловливать различия между индивидами по характеру и скорости метаболизма лекарственного вещества. Это проявляется не клинической патологией, а своеобразным терапевтическим эффектом и тяжестью побочных явлений.
Напомним, что биосинтез белков, в том числе и ферментов лекарственного метаболизма, — это процесс, строго контролируемый генотипом организма по принципу один ген — один фермент. Мутации генов обусловливают изменение ферментативных свойств белка, при которых в одних случаях изменяются кинетические свойства фермента, а в других даже утрачивается его ферментативная активность. В результате сохранения генных мутаций в человеческих популяциях поддерживается полиморфизм, который распространяется не менее чем на 30 % всех белков и ферментов [Бочков Н. П., 1978]. Это и служит одной из причин разнородности в реакциях индивидов популяции на лекарства. Другими словами, в основе этих различий лежит возможность функционирования огромного количества генетических вариантов ферментов или ферментных систем с соответствующей специфической активностью.
Изучение роли и значения индивидуального генотипа при атипичных реакциях на медикаменты и в вариабельности биотрансформации лекарств может иметь решающее значение для индивидуализации и оптимизации медикаментозного лечения и профилактики осложнений лекарственной терапии. Важность такой профилактики трудно переоценить, поскольку у 18—30 % госпитализированных больных отмечается побочное действие фармакологических средств [Замотаев И. П., 1979].