В отношении своей молекулярной природы злокачественные новообразования можно в широком понимании разделить на две категории. Первую составляют опухоли, развитие которых— при общем довольно стабильном геноме— напрямую зависит от активирующих доминантных мутаций онкогенов. Такими заболеваниями являются некоторые типы саркомы, лейкемия, лимфома. Вторая категория включает новообразования с множественными онкогенными мутациями и инактивированными опухолевыми супрессорами; в них геном нестабилен, в кариотипе выявляются сложные аберрации. К этой группе относится большинство злокачественных опухолей эпителиальной природы.
Анализ молекулярных событий в ПРЩЖ дает основания полагать, что этот тип рака более соответствует первой категории опухолей, для которой характерен относительно небольшой набор генетических изменений (например, активация одного из онкогенов и дефект опухолесупрессорного гена). В качестве примера можно привести аналогию между перестройками RET/РТС в ПРЩЖ и известными сбалансированными хромосомными транслокациями, приводящими к образованию онкогенов в гематопоэтической злокачественной опухоли (BCR/ABL, AF4/MLL, TEL/AML1, AML1/ETO, PML/RAR?).
В спонтанном ПРЩЖ выявляется ряд активированных онкогенов: перестройки RET/PTC (10–40%) и NTRK1 (0–10%), точковая мутация BRAF (30–70%) и RAS (около 30%). Общая частота их встречаемости такова, что практически в 100% случаев ПРЩЖ можно ожидать присутствие того или иного онкогена (прочие активированные онкогены выявляются в единичных случаях). В группе больных ПРЩЖ из Российской Федерации суммарная частота только перестроек RET/РТС и мутации BRAF составила 76% [Васильев Е.В. и др., 2004]. Отметим, что все указанные онкогены являются альтернативными событиями и не выявляются совместно в одной и той же опухоли. Кроме того, все онкогены, свойственные ПРЩЖ, объединяет то свойство, что их продукты являются эффекторами сигнального каскада MAP киназы, считающегося в последнее время парадигмой этого типа рака.
Данные, полученные с помощью ДНК-микрочипов, предоставили дополнительные свидетельства схожести механизма развития ПРЩЖ, опосредуемого RET/PTC, BRAF и RAS. Профили экспрессии генов во всех трех группах сильно перекрывались [Huang Y. et al., 2001]. Вместе с тем был выявлен 51 дифференциально экспрессированный ген, указывая на сохраняющуюся онкоген-специфическую активацию [Giordano Т. J. et al., 2005].