Большинство избирателей плохо представляет себе предел полномочий должности, на которую претендует кандидат. Кандидаты дают любые обещания, отвечающие запросам избирателей. Если проанализировать программы большинства кандидатов, то в них прослеживаются элементы заведомо невыполнимых обещаний. Большинство кандидатов обещает вернуться к полностью бесплатным образованию и медицине, обеспечить социальную поддержку малоимущих, создать новые рабочие места, да и многое другое, на что надеются люди.

Невыполнимые обещания включаются и в выступления кандидатов. Для того чтобы впоследствии избежать обвинений в обмане, эти обещания излагаются в категориях намерений: «Я знаю,

353

как сделать это, и это должно быть сделано!» Слушатели не имеют навыков анализа информационных блоков и воспринимают сказанное как прямые обещания, совпадающие с их ожиданиями.

Собственно говоря, происходит эксплуатация «ожидания чуда». Нормальному человеку очень трудно понять, почему никто не хочет решать его очевидные и не такие уж большие проблемы. То, что каждая частная проблема является следствием серьезных процессов, происходящих в обществе, и требует комплексного сложного подхода, - об этом не хочется думать. Есть же какое-то простое решение! Его не может не быть. Просто те, кто у власти, не хотят ничего делать. А уж если этот кандидат говорит о том, что меня волнует, значит, он сделает то, что нужно. И сделает буквально завтра.

Эффективность приема «обещайте!» имеет психологическую основу. Обещая, человек принимает на себя ответственность, тем самым снимая ее с тех, кому он обещает. Как тонко подметил великий поэт: «...обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад».

Гитлер взял на себя всю ответственность за возрождение Германии, победу в войне. И народ с радостью ему эту ответственность делегировал. «Фюрер знает, что делает», «Фюрер решит проблему», «Фюрер приведет нас к победе» и т. д. Гитлер запустил механизм коллективной безответственности, который позволил ему превратить культурную нацию в «понургово стадо», послушное его воле.

Горбачев предлагал разделить ответственность за будущее страны всем поровну. Людей это не устраивало. Ельцин же все взял на себя и в одночасье стал героем, поскольку вся ответственность была переложена на него. Оставалось лишь публично подтвердить свою готовность принять на себя эту ответственность. «Я в ответе за все», - сказал Ельцин. Позже ОН пообещает «лечь на рельсы», что тоже было воспринято с воодушевлением.

Как видим, мишенью воздействия при обещаниях является освобождение адресата воздействия от ответственности.

Фоновым фактором при этом манипулятивном способе служит то обстоятельство, что большая часть электората не искушена в политических и экономических тонкостях. Отсюда - ожидание от кандидатов простых и понятных решений, которые являются приманками, вовлекающими избиратели в данную манипуляцию.

354