Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах идеологии.

Н. Хрущев.

Во второй половине XX века возник совершенно новый тип общественной жизни — СМИ стали использовать технологии психологической войны. Первоначально, после Первой мировоой войны, этим термином обозначали пропаганду, ведущуюся именно во время войны, так что начало психологической войны даже рассматривалось как один из важных признаков перехода от состояния мира к войне [ 111,240].

Специалисты нередко рассматривают информационно-пропагандистские и психологические операции как самостоятельные, независимые явления. Мы же склонны объединить эти понятия в одно — информационно-психологические операции.

Ведь целью информационных операций является оказание психологического воздействия на население, а всякое психологическое воздействие осуществляется посредством донесения до адресата воздействия соответствующей информации.

В подтверждение наших рассуждений приведем авторитетное свидетельство.

Американский исследователь Филипп Катц достаточно четок в определении роли коммуникативных составляющих психологических операций, когда говорит: «Психологическая операция — это коммуникация с целью распространения нужной информации. Более точно функцией психологической операции является использование подобной коммуникации Для воздействия на поведение» [378].

В Дальнейшем ради краткости мы будем называть информационно-психологические операции и информационными, и психологическими.

Цели психологической войны

Американский военный словарь дает такое определение психлогической войны: «Это планомерные пропагандистские ме-

539

роприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позы и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики:

Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны: она «действует в правлении разрыва уз традиционного социального порядка», т.е. как вид воздействия на сознание психологическая война направлена прежде всего на разрушение связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей — вот определяющая цель психологической войны. Ведь отсутствие социальных связей делает людей толпой, а толпа управляема как ничто другое. Так, в каждой передаче «Голоса Америки» можно было легко определить, какой тип социальных связей является мишенью.

В руководстве по ведению психологической войны (С 1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степ деградации национального сознания, что государство становится неспособным к сопротивлению».

Направленность информационных операций Информационно-психологическое воздействие может оказываться и на отдельные группы людей или организаций. В соответствии с этим Уинн Штартау [416] выделяет три класса за в этой сфере: индивидуальные, организационные и глобальные. Разницу в этих уровнях можно проследить следующим образом.

1. Информационная война против отдельных личностей. Вспомним, к примеру, травлю диссидентов в СССР. Сейчас к этому типу информационной войны относят и возможные манипуляции с хранящейся в компьютерах разнообразной информацией о гражданах.

2. Информационная война против организаций. Любую современную организацию, компанию, партию легко вывести из строя с помощью атаки на нее государственных СМИ.

3. Глобальная информационная война отражает самый ВЫсокий государственный уровень.

Несмотря на различную направленность и уровень информационно-психологического воздействия, методы и типы остаются в целом идентичными.

540

Специфика же работы в информационной сфере состоит в что информация не имеет понятной материальной ценности до той поры, пока ее не похитят.