Кому дозволена цель, тому дозволены и средства.

Г. Бузенбаум, иезуит.

Реальный моральный сдвиг в обществе в пользу принятия «грязных технологий» произошел в 1996 году, в ходе психологической войны, развернутой СМИ, контролируемыми олигархами, против соперников Ельцина в избирательной гонке

368

за президентский пост. Тогда же стало ясно, что «грязные технологии» не только эффективны, но и безопасны для заказчиков.

Ни для кого уже не секрет, что в последние годы моральные нормы в российском обществе почти исчезли.

Немалую роль в этом сыграли средства массовой информации. Центральные телеканалы без конца демонстрируют криминал, убийства, насилие. Даже для рекламы фильмов выбираются «кусочки» С мордобоем, стрельбой, взрывами. Тем самым прививается осознание преимущества силы и разбоя над добром и моралью.

Многие российские газеты, еженедельники буквально «пожелтели», во всю смакуя сексуальные похождения поп-звезд. Например, обложка одной солидной прежде газеты регулярно сообщает о новых бой-френдах знаменитостей, «сошлись-разошлись», кто с кем поскандалил и т. п. В этом с ней успешно соревнуются многие другие издания.

Произошла и морально-политическая деградация значительной части населения. Все началось еще в 80-е годы с борьбы с привилегиями номенклатуры. После этого политики постоянно обещали людям нормальную жизнь, и люди выбирали того, кто больше врал. Теперь избиратели уже по привычке не верят тому, кто говорит правду, потому что «все равно обманет».

Люди уверились в том, что в политику идут жулики и обманщики, поэтому чуть ли не с удовольствием читают о том, как разоблачили очередного жулика из числа депутатов (мэров). Плохому теперь верят охотнее. Образно выражаясь, «бараны сами виноваты, что их стадо ведут козлы», И не стоит на это жаловаться.

Когда вложения в выборы столь высоки, а потенциальные доходы от выборных должностей гигантские, для большинства политиков моральная цена победы уже не имеет серьезного значения.

Главная мишень, целевая группа «грязных технологов» маргиналы. В результате «демократических реформ», например, во многих регионах России они составляют уже большинство населения. И могут гарантировать победу любому кандидату, если, конечно, придут голосовать. Поэтому задача разбивается на три этапа:

369

- заинтересовать маргиналов своим кандидатом;

- разозлить их в отношении главного соперника;

- завлечь их на выборы.

Так как маргинал уверен, что все политики - законченные подонки и занимаются только воровством, то задача значительно упрощается. Достаточно пообещать маргиналам поделиться награбленным после прихода к власти, и те проникнутся большим доверием к кандидату.

Это не шутка: на выборах мэра сибирского города N один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из бюджета города и чуть не победил, набрав только на 300 голосов меньше действующего мэра. Особенно окрылило горожан то, что им пообещали раздать тот самый миллиард, который мэр и его приближенные, дескать, уже почти украли, но до выборов не успели вынести.

Приемы манипулирования сознанием становятся все более примитивными, потому что интерес электората к политике падает и эффект дает уже одна только мощность пропагандистского сигнала. Если все «независимые,> СМИ изо дня в день будут повторять, что кандидат К. - законченный мерзавец, то его основной соперник кандидат Ф. наверняка победит, даже если будет действовать в рамках закона и нахваливать себя только на отведенной для этого газетной площади.

В целом «грязные» избирательные технологии, применяемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими политтехнологами, - это главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и государство.