При использовании этого метода факты частично создают или придумывают. Главное в том, чтобы было невозможно проверить реальность созданного «факта».

Примеры создаваемых фактов.

1. Во время губернаторской кампании Лебедя в Красноярском крае московские специалисты провели две «партизанские» акции как будто в его поддержку, но с реальной задачей дискредитировать генерала. Одной из акций стал «марш бомжей», решивших «поддержать» генерала, другой - акция хлопцев в камуфляже, которые разгуливали по улицами с нарукавными повязками и эмблемами, чем-то средним между лебедем и свастикой.

2. В президентской кампании 2000 года, когда за бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, выставившего свою

407

кандидатуру, вышли агитировать якобы его поклонницы. Группе проституток за вознаграждение вручили лозунги «Защитим нашего клиента!» и сняли их шествие на видеопленку, которую потом показали по телевидению.

Понятно, что отбить такой прием практически невозможно. Если сделать ответные шаги, то историю можно раздуть до немыслимого масштаба, чем еще сильнее очернить жертву. Если же не обращать внимания, то избиратель воспримет это как признание факта вины, поскольку объекту нечего противопоставить в ответ на «демонстрацию сторонников».

3. Во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга «от имени» кандидата Д. в детский сад привезли несколько ящиков с фруктами, якобы для улучшения питания детей. При вскрытии ящиков обнаружилось, что их содержимое давно испортилось.

4. Ночью в двери избирателей ломится неизвестный. На вопрос: «Кто там?» - отвечает пьяным голосом: «Я ваш кандидат Иванов И. И., пришел вас агитировать». Факт был: ночью в двери ломился пьяный и называл себя кандидатом в депутаты. Проверить, был ли это действительно Иванов или некое подставное лицо, трудно. Зато информация о подобном «факте» расходится стремительно, особенно, если к этому приложены определенные усилия.

5. По квартирам избирателей разносят пакеты с продуктами или лекарствами «от имени» кандидата А. Через некоторое время кто-то сообщает в избирательную комиссию, милицию и СМИ, что кандидат А. подкупает избирателей. Факт раздачи подарков реален. Действительно ли эти подарки рассылал кандидат А., недоказуемо. Но за подкуп избирателей кандидатуру А. могут снять с голосования.

6. Иногда прибегают к такому экстремальному средству, как инсценировка покушения на кандидата или на его помощников. Если общественность поверит, то манипуляторы воздействуют сразу на две мишени: 1) опорочить конкурентов, списав покушение на них; 2) апеллировать к присущему нашим людям чувству сострадания к жертвам. Поскольку последствия этой манипуляции легко просчитываются, то конкуренты проводят контрманипуляцию: сразу поднимают крик, что «покушение» было организовано самой несостоявшейся «жертвой».

408

7. в ходе президентских выборов один из лидеров движения демократического толка в порыве «любви» к электорату неосмотрительно сдал кровь в одной из больниц.

Понятно, что этот ход разработан явно недоучившимся «политтехнологом», и вот почему: в любое удобное для политических врагов время эта порция может быть объявлена непригодной к использованию ввиду какой-нибудь придуманной «нехорошей» болезни кандидата.

Перед выборами в Государственную думу по первому телевизионному каналу была показана следующая реклама политической партии, составляющей оппозицию коммунистам. Сюжет начинался с демонстрации выступления популярного певца и танцев. Через несколько секунд после начала рекламного ролика музыка резко обрывалась. В зале появлялись люди полувоенного вида со значками, похожими на значки Коммунистического союза молодежи. Их лидер-человек с очень неприятным лицом - громко, на весь зал воскликнул: «Смирно! Мы победим на выборах!» После этого группа «комсомольцев» увела несколько наиболее веселых и беззаботных танцоров, по-видимому, чтобы запугать остальных. В полной тишине на экране появлялся текст: «Если ты не придешь на выборы, это может случиться». И далее: «Голосуйте за нашу партию» [142].

Грубая клевета

Сегодня кандидаты практически не защищены от клеветы.

Например, накануне голосования вбрасывается некая клеветническая информация о кандидате. Она может серьезно повлиять на результаты выборов. Потом можно судиться сколь угодно, но пакостное дело уже сделано.

В ряде стран принят закон, по которому во время предвыборной кампании суды обязаны рассматривать дело о политической клевете в течение одних суток. Подобные законы помогают оперативно установить истину, а заодно отбивают охоту к клевете на кандидатов.

А пока наши клеветники могут здорово напакостить неугодному кандидату. Срабатывает принцип Геббельса: люди склонны больше верить разоблачению, нежели опровержению.

409