Чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться стратегических преимуществ. В этом контексте становятся понятными оценка военно-политическим руководством США информации как стратегического ресурса и причины постоянного увеличения ассигнований на создание информационного оружия, развитие и совершенствование информационных технологий. Так, если в 1980 году на их создание и приобретение тратилось около 8 млрд. долларов, то в 1994 году — уже свыше 25 млрд. Причем приобретение информационных технологий по финансированию вышло на первое место среди всех программ вооружений США.
Термин «информационное оружие» стал употребляться в американских военных кругах в 1991 году, после окончания войны в Персидском заливе, когда четко обозначились преимущества и эффективность именно информационного оружия.
Информационная война
К числу первых официальных документов Пентагона в этой области можно отнести директиву Министерства обороны США Т3600.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Информационная война». В 1993 году в директиве Комитета начальников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в 1997 году было дано следующее ее определение: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем».
в директиве намечались основные задачи по подготовке к подобного рода войнам. В 1995 году вышел Устав ВС США по информационной войне, а в Национальном университете обороны
была завершена подготовка первой группы специалистов в этой области.
За последние десять лет общая доля расходов США на ин-этику и подготовку к информационной войне возросла в три Раза и достигла 20 % военного бюджета. Как считают спе-
525
Циалисты, по мере развития информационной техники и коммуникационных технологий «горячие войны» будут все более вытесняться и уже вытесняются «холодными», в которых решающую роль играет информационное оружие.
Информационные операции
В конце 1998 года Комитет начальников штабов ВС СЩА издал документ— «Доктрина проведения информационных операций» (Joint Doctrine of Information Operation). В нем впервые официально подтверждался факт подготовки американцев к проведению наступательных информационных операций. Ранее представители Пентагона всегда подчеркивали оборонительную направленность мероприятий, проводимых США в информационной сфере.
Новым документом предусматривается возможность проведения наступательных информационных операций не только» военное, но и в мирное время. При этом представители США, комментируя эти положения, утверждают, что использование наступательного информационного оружия будет проводиться при полном соблюдении соответствующих международных норм и договоров. Однако на сегодняшний день подобные международные соглашения либо отсутствуют, либо находятся на ранних стадиях проработки. Предложения по правовому регулированию мировой информационной сферы, представленные МИД России в Организацию Объединенных Наций, встретили жесткое американское сопротивление.