В практике «черных политгехнологий» используются и довольно грубые методы. Обычно применяется целый их комплекс, о чем свидетельствует опыт прошедших избирательных кампаний. Приведем выдержку из журнала «Коммерсантъ Деньги»:

«Во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга Кошмаров придумал ход с депутатами-двойниками. В избирательном округе «вероятного противника» регистрируется его однофамилец, желательно еще и с более близкими к началу алфавита инициалами. В избирательном бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом или перед фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы».

Помимо использования двойников, большой популярностью пользовалась перекупка групп поддержки - как целиком, так и индивидуально. Делал ось это в целях шпионажа и саботажа: перевербованные штабисты срывали предвыборные мероприятия своего кандидата или уходили от него. Использовались и агитаторы-провокаторы. Их задача - «работу» от лица кандидата

376

вести так, чтобы у избирателей пропало всякое желание за него голосовать. К примеру, наклеивать рекламные листовки на автомобили таким клеем, который отдирается только со слоем краски: владельцы пострадавших машин на выборах шли голосовать за кого угодно, только не за «лицо с листовки». Аналогичный эффект имели «агитационные» звонки по телефону среди ночи.

Некоторые выборные штабы собирали на вокзалах бомжей и выдавали по 100 рублей за «мелкую услугу». Представьте: вечером вам звонят в дверь, вы открываете и видите дурно пахнущую неопрятную личность неопределенного возраста. Личность шамкает беззубым ртом: «Я дядя кандидата в депутаты такого-то. Не одолжите ли десять рублей под честное слово депутата?». Расходы минимальные, а «обработанные» таким способом районы немедленно охладевали к кандидату, имеющему таких отвратительных «родственничков».

Еще способ. Закон разрешает избирателям сделать свой выбор досрочно, и этим пользуются многие предвыборные штабы. При досрочном голосовании на избирательных участках еще нет наблюдателей и прессы. Потому можно безопасно подкупить избирателя (в Санкт-Петербурге за один голос платили от 25 до 250 рублей) и проверить, сделал ли он «правильный выбор». Например, досрочно стал депутатом Законодательного собрания Петербурга впоследствии арестованный по подозрению а организации убийств Юрий Шутов.

Выборы в городское собрание Петербурга аналитики так и назвали - турнир провокаторов. В ходе избирательной гонки сразу у нескольких кандидатов появились двойники. Скажем, в округе, где баллотировался председатель депутатской комиссии по здравоохранению Олег Сергеев, были зарегистрированы еще два кандидата точно с таким же именем, В другом округе также сошлись два кандидата и их двойники. Неискушенный избиратель даже и не подумает разбираться в таких мелочах, как инициалы, и может проголосовать за другого.

На тех же питерских выборах накануне первого тура несколько тысяч избирателей получили подписанные своим депутатом в кандидатом приглашения прийти за продуктовыми наборами. Излишне говорить, что никаких наборов у бедняги не было, и все, что он мог сделать, - извиниться перед толпой бедных и злых старушек за проделку неизвестных «технологов».

377

В соседнем округе за «яблочника» активно «агитировали» националисты из русского национального единства (РНЕ), объявившие его «единственным русским кандидатом». В это время другая «яблочница» удостоилась благословения «Свидетелей Иеговы». Среди изобретений питерских «технологов» были и такие новшества, как, скажем, ночные звонки к избирателям с предложением ознакомиться с программой кандидата (с вполне предсказуемом реакцией).