В информационно-идеологической схватке нередко идет спор за каждое слово. Ведь использование того или иного слова в качестве обозначения явления вызывает разные последствия. Например, назвав чеченцев бандформированиями, можно применять к ним силу. Если же назвать их борцами за независимость, то применение силы можно оспаривать.

В свое время телеобозреватель Сергей Доренко привел пример его работы в CNN, когда во фразе «террористы Басаева захватили больницу» его заставили слово «террористы» заменить словом «повстанцы». А вот забавный пример «цензурного» исправления из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», когда выражение «пьяная офицерская рожа» в разговоре предлагается заменить на лицо защитника отечества».

В случае военных действий на территории чужой страны одной из задач информационного их сопровождения является воздействие на население этой страны. Советская Армия использовала в войне в Афганистане такой инструмент, как слухи- Было установлено, что использование листовок неэффективно, так как население безграмотно, и к тому же под страхом смертной казни ему запрещается поднимать листовки. Поэтому все усилия были сконцентрированы на распространении слухов. С помощью слухов удавалось, к примеру, не допускать выступления моджахедов на помощь соплеменникам. Для усиления эффективности подобную информацию передавали под

549

видом сообщений Би-Би-Си, которая вызывала наибольшее доверие местных жителей.

В качестве канала распространения слухов в условиях афганского города использовали традиционные формы: базарное знакомство, разговор в чайхане и со случайным попутчиком в машине, идущей в район, контролируемый оппозицией. ЭТОТ прием себя оправдал, но требовал регулярной отработки новь» достоверных версий, прикрывающих поведение базарных говорунов, любителей посидеть в чайхане, тех, кому срочно требовалось куда-то доехать именно на этой машине, и так далее.