В этой главе мы критиковали генетическую теорию плохого зрения не потому, что мы выступаем против врачей-глазников, приверженцев традиционных методов лечения, которые обычно лишь повторяют то, чему их учили в медицинских учебных заведениях, но потому, что имеется множество убедительных научных свидетельств, указывающих на факторы окружающей среды как на основную причину самых распространенных визуальных проблем. Это жизненно необходимо, потому что если проблемы, связанные со зрением, обусловлены не генетически, то они могут быть хотя бы частично исправлены.
Но вы можете спросить: «А если мои родители близорукие и я тоже близорукий, — не означает ли это, что мое заболевание передано мне по наследству?» Ответом будет— нет. В большинстве случаев, когда близорукостью страдает вся семья, это значит, что все ее члены очень много читают или занимаются чем-то, находящимся близко от глаз, что обычно вызывает близорукость, и генетика тут ни при чем. Как.правило, наследственные проблемы со зрением почти всегда появляются на раннем этапе жизни. Если у вас было хорошее зрение в детстве, то весьма мало вероятности, что ваши проблемы связаны с наследственностью.
Профессор Янг объясняет: «То, что родители и дети говорят на одном языке, еще не значит, что их язык — результат наследственности. Передача языка из поколения в поколение является результатом их принадлежности к одной культуре. Подобным образом большинство проблем, связанных со зрением, особенно близорукость, вытека-, ют из того факта, что родители и дети подвергаются воздействию одной и той же окружающей среды. Наше исследование ясно показывает, что в большинстве случаев близорукости доминирующим фактором является находящаяся слишком близко от глаз работа».