Традиционное лечение глаз основано ни на чем не обоснованной теории о том, что такие широко распространенные визуальные проблемы, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и даже косоглазие, являются результатом генетически деформированного глазного яблока. Согласно этой теории, визуальные проблемы возникли вследствие генетических дефектов и, следовательно, их нельзя ни предотвратить, ни излечить. Даже старческая дальнозоркость и катаракта считаются генетическим наследием. И хотя достаточно обратных тому свидетельств, теорию о генетическом наследии плохого зрения все еще продолжают преподавать в высших учебных заведениях и медицинских училищах с офтальмологическим направлением. Позднее мы объясним, почему.
Истина же заключается в том, что человеческие существа эволюционно имеют прекрасное зрение, особенно на расстоянии, поскольку наши древние предки были охотниками и воинами и их выживание зависело от способности хорошо видеть. Люди с дефективным зрением не могли бы успешно охотиться или оказались бы жертвами своих врагов или хищников и не могли бы выжить в суровых условиях окружающей среды. Мертвецы не могут рассказать, как все было. И не способны к воспроизведению. Сам факт, что человеческие существа уцелели и преуспевают, означает, что и мы тоже имеем возможности для хорошего зрения как необходимого компонента нашего генетического наследия.
В сущности, почти каждый человек рождается с нормальными здоровыми глазами и не более 2-х процентов детей имеют деформированное глазное яблоко. Еще одним доказательством того факта, что наши предки были охотниками и воинами, является то, что почти у всех детей наблюдается некоторая тенденция к дальнозоркости. Это биологическая «страховка», дающая возможность человеку увидеть издали врага или хищника, даже если глазное яблоко находится не в совершенной форме.
Самое существенное доказательство того, что плохое зрение обычно не является наследственным фактором, выявилось в процессе исследований первобытных племен, таких как североамериканские индейцы и полинезийские островитяне. Почти каждый представитель этих племен, за исключением нескольких случаев старческой дальнозоркости, имел прекрасное зрение, а близорукости практически не наблюдалось. Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году профессором Янгом, который работал с исследовательской группой на Аляске, изучая семейства эскимосов в процессе их ассимиляции в американском обществе. Это дало прекрасную возможность проверить генетическую теорию, потому что эскимосы-родители были неграмотными людьми, а их дети — первым поколением, начавшим посещать школу» Согласно генетической теории, зрительная система у родителей и детей должна быть почти идентичной, с незначительной долей близорукости или полным ее отсутствием.
То, что открыл Янг, ошеломило специалистов по проблемам со зрением. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдалась близорукость. Этого и следовало ожидать, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством. Один родитель имел 0.25 Д, а другой, побивший рекорд в этом направлении, имел 1.50 Д. С другой стороны, у более чем 60 процентов детей была выявлена значительная близорукость! Ясно, что они не унаследовали ее, и так как питались такой же типично эскимосской пищей, как и их родители, это нельзя было объяснить питанием. Янг сделал заключение, что длительные периоды, проводимые детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость.
Это заключение подтверждалось тем фактом, что сфера действия близорукости среди детей эскимосов была почти идентична той, которая наблюдалась у американских детей, которые также ходили в школу. И хотя многие ученые прежде выражали сомнения относительно генетической теории, это исследование Явилось первым существенным доказательством того, что наследственность не является основным фактором. Со времени открытия Янга было получено бесчисленное множество свидетельств, подтверждающих его результаты, и теперь известно, что наиболее общие визуальные проблемы не являются наследственными, а вызваны факторами окружающей среды.