Живые вирусные вакцины — это, как правило, искусственно ослабленные посредством культивирования или природные авирулентные либо слабовирулентные иммуногенные штаммы вируса, которые, размножаясь в естественно восприимчивом организме, не проявляют повышения вирулентности и потеряли способность к горизонтальной передаче.
Безопасные высокоиммуногенные живые вакцины являются лучшими из всех существующих вирусных вакцин. Применение многих из них дало блестящие результаты в борьбе с наиболее опасными вирусными болезнями человека и животных. В основе эффективности живых вакцин лежит имитация субклини- ческой инфекции. Живые вакцины вызывают иммунный ответ на каждый про- тективный антиген вируса [1130].
Основным преимуществом живых вакцин считается активизация всех звеньев иммунной системы, вызывающая сбалансированный иммунный ответ (системный и локальный, иммуноглобулиновый и клеточный). Это имеет особое значение при тех инфекциях, когда клеточный иммунитет играет важную роль, а также при инфекциях слизистых оболочек, где требуется как системный, так и локальный иммунитет. Местное применение живых вакцин обычно является более эффективным для стимулирования локального ответа у непраймированных хозяев, чем инактивированные вакцины, вводимые парентерально [1131].
В идеале, вакцинация должна повторять иммунологические стимулы естественной инфекции, сводя до минимума нежелательные эффекты. Она должна вызывать напряженный продолжительный иммунитет при введении в небольшой дозе. Ее введение, как правило, не должно сопровождаться слабой, кратковременной общей и местной реакцией. Хотя после введения живой вакцины
иногда допускается развитие у небольшой части реципиентов отдельных слабо- выраженных клинических признаков, напоминающих легкое течение естественной болезни. Живые вакцины больше, чем другие, отвечают этим требованиям и, кроме того, отличается низкой стоимостью и простотой применения разными способами.
Вакцинные вирусные штаммы должны обладать генетической и фенотипической стабильностью. Их приживляемость в привитом организме должна быть выраженной, а способность к размножению ограниченной. Вакцинные штаммы обладают значительно менее выраженной инвазивностью, чем их вирулентные предшественники. Это связано в значительной мере с их частично ограниченной репликацией в месте проникновения и в органах-мишенях естественного хозяина [1131]. Репликация вакцинных штаммов в организме легче ограничивается естественными неспецифическими защитными механизмами. Вакцинные штаммы размножаются в привитом организме до тех пор, пока его защитные механизмы не затормозят их развитие. В течение этого времени образуется такое количество антигена, которое значительно превышает его при введении с инактивированной вакциной.
Для аттенуации вирусов обычно применяют пассажи вируса в неестественном хозяине или культуре клеток, пассажи при пониженной температуре и мутагенез с последующей селекцией мутантов с измененным фенотипом.
Большинство современных живых вакцин, используемых для профилактики инфекционных болезней человека и животных, получены пассажами вирулентного вируса в гетерологичном хозяине (животные, куриные эмбрионы, различные клеточные культуры). Аттенуированные в чужеродном организме вирусы приобретают множественные мутации в геноме, препятствующие реверсии вирулентных свойств.
В настоящее время в практике широко применяют живые вакцины против многих вирусных заболеваний человека (полиомиелит, желтая лихорадка, грипп, корь, краснуха, паротит и др.) и животных (чума крупного рогатого скота, свиней, плотоядных, бешенство, герпес-, пикорна-, коронавирусные и другие болезни). Однако еще не удалось получить эффективных вакцин против ряда вирусных болезней человека (СПИД, парагрипп, респираторно-синциальная инфекция, денгевирусная инфекция и другие) и животных (африканская чума свиней, инфекционная анемия лошадей и другие).
Имеется много примеров тому, что традиционные методы аттенуации вирусов еще не исчерпали своих возможностей и продолжают играть существенную роль в разработке живых вакцин. Однако их значение постепенно уменьшается по мере увеличения масштабов использования новой технологии конструирования вакцинных штаммов. Несмотря на значительный прогресс в этой области, принципы получения живых вирусных вакцин, заложенные JI. Пастером, до сих пор не потеряли своей актуальности.