Гетерологичная вакцина против оспы людей была первой вакциной в истории человечества, положившая начало специфической профилактике.
Первоначально вакцина (vacca — корова), предложенная Дженнером в 1798 году с целью защиты людей от оспы, представляла собой вирус коровьей оспы, обладавший естественной патогенностью для этого вида животных. У людей этот вирус вызывал лишь небольшие легко протекающие поражения, но, будучи

Болезнь или вирус

Тип вакцины

Показания для применения

Схема применения

Аденовирус

Живая аттенуированная, оральная

Армейские призывники

Одна доза

Гепатит А

Инактивированная,
цельновирионная

Путешественники, другие группы высокого риска

0, 1 и 6 мес.

Гепатит В

Рекомбинантная, дрожжевая вакцина НВ5-антиген

Универсальная для детей

0, 1, 6 и 12 мес.

Грипп

Инактивированная, вирусные субъединицы

Группы высокого риска

Две дозы первая серия, затем одна сезонная доза

Японский
энцефалит

И нактивированная, цельновирионная

Путешественники или проживающие в Азии

0, 7 и 30 дней

Корь

Живая, аттенуированная

Дети

12 мес.; 6—12 лет

Паротит
(свинка)

Живая, аттенуированная

Дети

12 мес.; 6—12 лет

Полио
миелит

Инактивированная, цельновирионная (тип 1, 2, 3)

Обычно используется, когда невозможно применить живую вакцину

2, 4 и 12—18 мес.; 4—6 лет

Живая аттенуированная оральная вакцина (тип 1, 2, 3)

В США применяется недавно

2, 4 и 6-18 мес.

Бешенство

И нактивированная, цельновирионная

С лечебно-профилактической целью

0, 3, 7, 14 и 28 дней после инфицирования

Краснуха

Живая, аттенуированная

Дети

12 мес.; 6—12 лет

Варицелла

Живая, аттенуированная

Дети

12—18 мес.

Желтая
лихорадка

Живая, аттенуированная

Путешественники в зоны, неблагополучные по болезни

Одна доза каждые 10 лет

Оспа

Живой вакцинный вирус

Некоторые лабораторные работники

Одна доза


антигенно связанным с вирусом оспы человека, он создавал специфическую защиту против него. Этот принцип в дальнейшем был использован в борьбе против других вирусных болезней. Широкомасштабная вакцинация людей сыграла основную роль в окончательном искоренении натуральной оспы. Успех программы ликвидации оспы человека адекватен эффективности применения живой вакцины. Однако происхождение этого важнейшего вакцинного штамма остается невыясненным. Попытки определить происхождение вируса осповакци- ны, используя современные молекулярно-биологические приемы, не дали

Свойства

Живые вакцины

Инактивированные вакцины

Путь введения

Парентерально, назально, орально

Парентерально

Количество вируса

Небольшое

Большое

Количество вакцинаций

Обычно одна

Обычно две или больше

Необходимость адъюванта

Нет

Да

Продолжительность
иммунитета

Обычно много лет

Обычно не больше года

Особенности гуморального иммунитета

Системный иммунитет (IgG) выражен, местный иммунитет (IgA), особенно выражен при вакцинации на слизистые

Выражен системный иммунитет (IgG), иммунитет слизистых (IgA) слабо выражен

Клеточный иммунитет Клетки СД4 Клетки СД8

Выражен
Выражен
Выражен

Умеренный
Умеренный

Температурная реакция

При некоторых вакцинах

Нет

Возможность реверсии и горизонтальной передачи

Редко

Нет

Персистенция

Возможна

Отсутствует

Рекомбинация с полевым вирусом или другими вакцинными штаммами

Возможна

Отсутствует

Контаминация посторонними агентами

Возможна

Отсутствует

Подавление предшествующими антителами

Да

Обычно отсутствует

Противопоказания для вакцинации

Иммунодефицит,
иммуносупрессия

Отсутствуют

Применение в период беременности

Часто не рекомендуется

Без ограничений

Сочетание с другими вакцинами в составе комбинированного препарата

Затруднительно

Осуществляется легко

Побочные эффекты

Обычно местные или системные

Обычно местные

Стабильность при хранении

Подвержена колебаниям

Выражена

Опасность производства

Отсутствует

Связана с использованием вирулентного вируса

Стоимость

Низкая

Высокая


положительных результатов. Вакцинный вирус оспы отличался как от вируса ва- риолы, так и от вируса коровьей оспы.
В основе безопасности применения живых гетерологичных вакцин лежит редуцированная вирулентность для неестественного хозяина и отсутствие горизонтальной передачи вируса. Эффективность применения таких вакцин основывается на выраженной антигенной общности близкородственных вирусов.
Вирусы млекопитающих и птиц часто проявляют фенотипические признаки аттенуации при пересечении видовых барьеров.
Хозяинный спектр вирусов детерминирован на генетическом уровне, хотя пока отсутствует понимание генетической основы для этой формы хозяинного ограничения [471].
В настоящее время известен ряд вирусов, которые можно использовать в качестве гетерологичных вакцин у животных. Так, вирус оспы голубей используют для иммунизации против оспы кур. Вирус фибромы Шоупа предохраняет кроликов от миксоматоза и его длительно применяли с этой целью в практических условиях. Парвовирусный энтерит собак профилактируют вирусом панлейкопении кошек, а инфекционный гепатит собак 1 и 2 типа аденовирусом типа-2 собак. Указанные вирусы входят в состав коммерческих моно- и поливалентных вакцинных перпаратов [955].
Тесную антигенную связь обнаружили у представителей рода морбилливиру- сов семейства парамиксовирусов. Например, гомология гена матриксного белка М вирусов чумы крупного рогатого скота и кори составляет 77,6%, а вируса чумы крупного рогатого скота и чумы плотоядных — 78,2% [964].
Со времени открытия тесного антигенного родства между возбудителями чумы плотоядных, кори человека и чумы крупного рогатого скота [ 1520], миллионы доз противокоревой вакцины были с успехом применены для иммунизации щенков собак против чумы плотоядных. Иммунитет, индуцированный коревой вакциной к вирусу чумы у собак, длится 5 месяцев. Однако вирус чумы плотоядных не вызывает иммунитета к вирусу кори [44].
Рекомбинантный вирус осповакцины, экспрессирующий белки F и Н вируса кори, защищал собак от чумы [1502].
Парвовирус собак и вирус панлейкопении кошек обладают антигенным родством (гомология генома gt;90%). Аттенуированный вирус панлейкопении кошек создает более выраженный и продолжительный иммунитет у собак, чем гомологичная инактивированная вакцина. Антитела (РТГА) в высоком титре у привитых сохраняются не менее 5 лет [452].
До недавнего времени для профилактики чумы коз применяли вакцину против чумы крупного рогатого скота.
Наиболее известным и экономически значимым примером использования гетерологичных вакцин в современной ветеринарной практике является приготовление вакцины из вируса герпеса индеек против болезни Марека кур сероти- па I и 2. Антигенно родственный возбудителю болезни Марека вирус герпеса индеек обладает природной апатогенностью для индеек и кур. Его с большим успе
хом применяют во всем мире в качестве вакцины против этой инфекции. В зависимости от вирулентности полевого штамма используют комбинированную вакцинацию гомологичной и гетерологичной вакцинами. Вакцинация суточных цыплят резко снижает отход птицы, обусловленной вирусом болезни Марека, причиняющей большой экономический ущерб промышленному птицеводству [955, 1180].
Недостатком использования таких вакцин является опасность заражения природно восприимчивых к этим возбудителям видов животных, а так же то, что иммунная защита, обеспечиваемая такими вакцинами, как правило, слабее той, которой достигают аттенуированными штаммами гомологичного вируса.
В последние годы в связи с изысканием нетрадиционных путей и средств специфической профилактики желудочно-кишечных и респираторных заболеваний людей вновь пробудился интерес к гетерологичным вакцинам. Это связано прежде всего с профилактикой таких заболеваний, как ротавирусный энтерит и парагрипп-3.
Ротавирусы — это наиболее важная группа этиологических агентов тяжелых диарей новорожденных и детей младшего возраста. Эффективная ротавирусная вакцина должна предотвратить тяжелую диарею у детей моложе двух лет [471 ].
Наиболее эффективным путем считалось применение гетерологичных вакцин. Теоретической предпосылкой являлось то, что ротавирусы человека и животных имеют общий групповой капсидный белок VP6. Было испытано несколько вакцин, приготовленных на основе аттенуированных штаммов ротавируса телят и обезьян. Вакцина R1T-4237 приготовлена из штамма Линкольн ротавируса крупного рогатого скота (серотип 6) после 140 пассажей в культуре клеток почки обезьяны. Вакцина WC-3 получена из ротавируса крупного рогатого скота (серотип 6) аналогичным способом [495].
Вакцина из штамма RIT-4237 ротавируса телят хорошо переносилась младенцами и обеспечила при клиническом испытании защиту у 88% привитых от ротавирусной диареи во время одного зимнего эпидемического сезона [944].
Результаты испытания эффективности вакцины из бычьего ротавируса WC-3, разработанной институтом Wistar в США, показали ее безопасность и высокую эффективность против ротавируса человека всех четырех серотипов. Она успешно испытана в Бразилии, КНР, Франции, Израиле и США [944, 1652]. Иммунный ответ возрастал после введения бустер-дозы [495].
Вакцины из ротавируса обезьян обладали такой же или несколько меньшей эффекивностью. Белок VP7, отвечающий за серотиповую принадлежность, оказался иммунодоминантным в индукции вируснейтрализующих антител у детей, вакцинированных ротавирусом крупного рогатого скота [617].
Вирус парагриппа-3 вместе с респираторно-синцитиальным вирусом человека несут основную ответственность за респираторные вирусные заболевания у детей. Антигенное сходство вируса препагриппа-3 крупного рогатого скота с вирусом парагриппа-3 человека побудило испытать его в качестве живой гетерогенной вакцины для иммунизации детей. Оба вируса ПГ-3 крупного рогатого
скота и человека имеют на поверхности два гликопротеина: гемагглютинин-ней- траминидазу (HN) и фузогенный белок (F), каждый из которых обладает свойствами протективного антигена.
Вирусы ПГ-3 крупного рогатого скота и человека антигенно связаны между собой. Их прототипные штаммы незначительно различаются между собой в пе- рекресной РЗГА.
У обоих вирусов обнаружена значительная консервативность и гомология в аминокислотной последовательности NP-, Р-, С- и М-белков [471].
В опытах на беличьих обезьянах вирусы ПГ-3 крупного рогатого скота и человека в одинаковой степени реплицировались в верхних и нижних дыхательных путях (2,7—4,7 lg ТСР50/мл), продолжительность инфекции у обезьян, зараженных обоими типами вируса, не отличались (8—10 дней). ВПГ-3 крупного рогатого скота и человека индуцируют примерно одинаковый иммунный ответ у этих обезьян, особенно после бустер-дозы. В отличие от вируса ПГ-3 человека, вирус ПГ-3 крупного рогатого скота у обезьян резус и шимпанзе в нижних дыхательных путях размножается в 100—150 раз медленнее, чем в верхних дыхательных путях. Тем не менее вирус ПГ-3 крупного рогатого скота индуцирует у этих обезьян ту же степень иммунного ответа, что и вирус ПГ-3 человека [1581].
Хотя вирус ПГ-3 крупного рогатого скота отличается от вируса ПГ-3 человека, он вызывает устойчивость к нему у хлопковых крыс. Исследования, проведенные на обезьянах показали, что на вирус ПГ-3 у них возникает умеренный иммунный ответ и нижний отдел респираторного тракта проявляет значительную устойчивость к последующему заражению вирусом ПГ-3 человека [471].
PC-вирус крупного рогатого скота рассматривается как возможная живая вакцина для иммунизации людей, с учетом антигенного подобия (особенно F белка) с аналогичным белком РС-вируса человека. Считается особенно перспективным получение на основе обратной генетики химерного вируса из РС-вируса человека с заменой одного и более генов на аналогичные гены РС-вируса КРС [521].
Таким образом, вирусы животных, адаптированные к их естественным хозяевам, при пересечении видового барьера сохраняют способность к ограниченному размножению и создают гетерогичный иммунитет к антигенно родственным вирусам.