В рандомизированном проконтролированном исследовании с участием 75 амбулаторных пациентов с рекуррентной большой депрессией испытуемых направили в одну из трех групп: а] группу острого и поддерживающего лечения антидепрессантами; •
б)группу острой и поддерживающей когнитивной терапии и •
в) группу острого лечения антидепрессантами с дальнейшей поддерживающей когнитивной1 терапией. Выяснилось, что и в острых фазах, и в качестве поддерживающего лечения когнитивная терапия действенна настолько же, насколько медикаментозная. Кроме того, была выявлена тенденция к признанию долгосрочной работоспособности когнитивной терапии [1997, BritishJournal of Psychiatry, 171,328-334). •
В рандомизированном исследовании с участием 40 пациентов, которых успешно лечили медикаментозными средствами по поводу рекуррентной большой депрессии, больные были распределены по двум группам: а) клиническоговедения и б) когнитивно-поведенческой терапии(КПТ). Через два года после постепенной отме ны лекарств на протяжении 20 недель обе группы были подвергнуты повторной характеристике. К тому времени рецидивы возникли всего у 25% пациентов, получавших КПТ, в отличие от 80% в другой группе (1998, Archives of General Psychiatry, 55, 816-820).
В метаанализе работ, опубликованных за 20-летний период, было предпринято сравнение про контролированных испытаний КПТ и фармакологических методов при лечении пациентов с паническими расстройствами. Хотя на ближайшую перспективу оба метода срабатывали, при КПТ результаты сохранялись дольше и были бо-лее позитивными (1995, Clinical Psychology Review, 15,819-844).
Обзоры литературы по проконтролированным исследованиям наглядно показывают, что в конце психотерапии состояние среднего пациента улучшается по сравнению с 80% пациентов, не получавших лечение. Недавний опрос потребителей показал, что состояние тех, кто лечился дольше, улучшалось значительнее, чем у тех, кто лечился меньше из-за искусственных ограничений, наложенных планами страховых компаний и структур управляемого лечения [Seligman, 1995]. По данным Национальных институтов психического здоровья кратковременное лечение депрессии для большинства пациентов оказалось неадекватным.
По данным обзора научной литературы, в 88% исследований психотерапия способствовала экономии средств при работе с пациентами с тяжелыми психиатрическими расстройствами и злоупотреблением токсическими веществами тем, что сокращала число госпитализаций, медицинских расходов и нетрудоспособность. При лечении пограничных личностных расстройств двухнедельная психотерапия сокращала оказание госпитальных психиатрических услуг, услуг острого отделения и число консультаций других специалистов-медиков. По расчетам, экономия составила 10 000 долларов на пациента. За 3 года охват психотерапевтическими услугами служащих вооруженных сил США привел к чистой экономии 200 миллионов долларов благодаря сокращению психиатрических госпитализаций — каждый доллар, потраченный на психотерапию, сэкономил 4!
По данным исследования, посвященного оценке невыплаченных зарплат, производительности труда, налогов и пользования коммунитарными услугами в процессе получения КПТ, антидепрессанта (прозака) и комбинированной терапии, было подсчитано, что лечение одним прозаком обходилось приблизительно на 33% дороже, чем 2-летняя КПТ, а комбинированная терапия обходилась на 23% дороже, чем только КПТ [Anto-nuccio, 1995; Antonuccio, Thomas & Danton, 1997).
Позитивны ли эти группы или негативны, но они оставляют в нашей жизни заметный след. Иногда удается распознать в собственной группе последовательные предсказуемые фазы. Общим принципом, который мы обсуждали в главе 2, было развитие или изменение с течением времени, иногда — устойчивое, иногда — со взлетами и падениями, с периодами плато, когда изменения были невелики. Группам, как инди-
видам и семьям, присущ эволюционный цикл. Известно, что всякая группа формируется, ссорится, нормализуется, выполняет свою функцию и распадается. Иногда группы сохраняются надолго, постоянно собираясь вновь, а иногда они резко расстаются.
Группы, о которых мы поведем разговор здесь, не собираются случайным или неформальным образом, но являются тем, что в социальной психологии часто называется малыми группами — это люди, общающиеся лицом к лицу, идентифицирующие себя с группой и знающие других ее членов.