Альберт Эплис (Ellis, 1962] выделил убеждения, которые часто обнаруживаются в американской культуре и, вероятно, во многих других. Ниже перечисляется 11 таких иррациональных убеждений. 1.

Для меня совершенно обязательно быть любимым и получать одобрение чуть ли не от каждого человека, с кем я вступаю в тесный контакт. 2.

Я должен во всем разбираться и всегда оставаться на высоте, иначе я окажусь никчемным человеком. 3.

Некоторые люди дурны или злы, и заслуживают осуждения и наказания. (Человек не в состоянии понять, что «плохость» коренится в глазах смотрящего, а наказание ради наказания — иррационально.) 4.

Если дела идут не так, как мне хочется» то это катастрофа. 5.

Огорчение причиняют внешние события, над которыми я почти не имею никакого контроля.

6. Некоторые явления крайне опасны и представляют угрозу для жизни, поэтому я должен постоянно о них думать.

7. Легче уклоняться от трудностей и обязанностей, чем встретиться с ними лицом к лицу.

8. Я ничего не могу сделать сам; мне нужно искать кого-то сильнее меня, на кого я смогу положиться.

9. То, что произошло со мной в прошлом, определяет то, что я делаю и думаю сейчас, а поскольку некоторые события моего прошлого были травматичными, то и в настоящем они останутся такими же. 10.

Я должен глубоко печалиться по поводу чужих проблем и бед. 11.

Для человеческих проблем всегда существует правильное и точное решение, и если оно не найдено, я неизбежно буду очень расстроен.

представили, как лежите в постели ночью накануне экзамена. Представьте себе, что вы думаете об экзамене и приходите к выводу, что недостаточно к нему подготовились.

Т: Хорошо, вы можете это представить. Вы ощущаете тревогу и хотите встать. Теперь я хочу, чтобы вы представили, что лежите в постели ночью накануне экзамена. Вы подготовились, как вы это обычно делаете, и теперь готовы его сдать.

Т: Видите ли вы теперь, как ваши мысли влияют на чувство тревоги?

Повторные попытки идентифицировать и оспорить содержание реакций клиента порождают, согласно Беку, 3 эффекта. Первый заключается в том, что беспокойство по поводу неприятных событий уменьшается благодаря ослабеванию убеждений. Вторым является то, что необъяснимое качество, присущее эмоциям, начинает проясняться, и возникает надежда. Наконец, клиенты приобретают новое орудие, возможности применения которого в новых ситуациях неуклонно расширяются. Аналогично тому как анализируются когнитивные ошибки, анализируются и базовые убеждения, касающиеся самого себя (схемы). Материал модуля 7.6 представляет собою описательный отчет о когнитивной терапии по Беку.

В процессе концептуализации клинического случая и осуществления вмешательства когнитивный терапевт обычно пытается идентифицировать и модифицировать автоматические мысли клиента. Такие мысли по своему характеру являются привычными и непроизвольными, они не возникают в ответ на какое-то конкретное событие окружающей среды. Подобные мысли способны оказывать значительное воздействие на чувства и поведение и часто играют важную роль в развитии и сохранении психологических расстройств, негативным или неблагоприятным образом влияя на общую оценку клиентом различных ситуаций. Для того чтобы когнитивная терапия была успешной, клиент должен научиться идентифицировать подобные мысли в момент их возникновения. К числу методов, которыми клиницисты часто пользуются при оценке автоматических мыслей клиентов, относятся а) прямые вопросы; б) направленное, или сократическое, расспрашивание; в) представление ситуаций в уме; г) ролевые игры; д) поведенческие стратегии; е) отслеживание частоты возникновения автоматических мыслей путем регистрации дисфункциональных мыслей. Клиент обучается оценивать роль автоматических мыслей и их влияние на возникновение и сохранение проблем. Это, как правило, достигается в результате сотрудничества, в процессе которого правильность автоматических мыслей обычно подвергается сомнению, а также путем предоставления альтернативных объяснений и оценок, чему содействует клиницист.

Идентификация и модификация базовых допущений и основных схем (выстраиваемых в уме планов или руководств к действиям) занимают центральное место в типичных случаях когнитивного вмешательства. На основе этих допущений формируются ожидания клиентов, касающиеся поведения других людей и адекватных форм поведения в конкретной ситуации. Когда эти внутренние процессы развиваются дезадаптивным образом, они часто становятся причиной неоправданных негативных интерпретаций и их результатов. В материале модуля 7.7 перечислены ключевые отличительные особенности когнитивной терапии.