В эпиданамнезе—уход за больными животными, вскрытие трупов, снятие шкур, разделка туш, соприкосновение с различными видами животного сырья, употребление в пищу инфицированного мяса и мясных продуктов за 2-14 дней до начала болезни.
Тверская область является эндемичной по сибирской язве. В 1992 г. зарегистрировано возникновение болезни у семьи из 5 человек из Зубцовско- го района. Один человек заразился при употреблении в пищу мяса, а остальные—при разделке туш больных овец и их переработке; при контакте с животными.
Наиболее часто наблюдается ЛОКАЛИЗОВАННАЯ (кожная) форма сибирской язвы. Обычно поражаются открытые участки тела, слизистые оболочки глаз, рта, глотки (Покровский В.И., 1983).
Заболевание начинается остро с подъема температуры до 38-40° С. В месте внедрения возбудителя возникает зудящее плотное пятнышко, которое превращается в пузырек с геморрагической жидкостью. В результате расчеса (зуд кожи) пузырек превращается в язвочку с приподнятыми краями, которая расположена на отечном основании. С поверхности язвочки источается большое количество серозно-геморрагической жидкости. Вокруг нее образуются дочерние пузырьки (черный бриллиант, окаймленный жемчужным ожерельем). Пузырьки трансформируются в язвочки, которые сливаются между собой и образуют сибиреязвенный карбункул. Размеры его могут быть от нескольких миллиметров до 8-10 см в диаметре. ХАРАКТЕРНО, что карбункул расположен на отечном основании (отек может быть значительным), безболезненный, кожа над ним не изменена, всегда единичный. Обязательно появление регионарного лимфаденита. Весь этот процесс по времени занимает 5-7 дней.
В течение 2-й недели болезни на месте язвы формируется струп за счет подсыхания некротизированных участков и выпавшего фибрина. Отек подкожной клетчатки уменьшается параллельно понижению температуры тела. Струп имеет характерный коричневый или черный цвет.
На 3-й неделе болезни происходит отторжение струпа с образованием гранулирующей язвы со скудным гнойным отделяемым. Края язвы еще плотные, подрытые, возвышаются над поверхностью кожи за счет остаточных явлений отека.
Эпителизация язвы заканчивается к 4-й неделе болезни, во время которой происходит сокращение рубцовой ткани. Остается рубец неправильной звездчатой формы розового цвета.
Редко, но возможно возникновение ЭДЕМАТОЗНОЙ разновидности кожной формы, характеризующейся развитием обширного отека без наличия видимого карбункула. В зоне отека образуются пузыри и в дальнейшем обширные некрозы с формированием струпа.
БУЛЛЕЗНАЯ форма встречается еще реже. На месте внедрения возбудителя сразу образуются пузыри, наполненные геморрагическим экссудатом, которые вскрываются через 5-7 дней с формированием язвенных поверхностей. ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ форма (септическая) может быть следствием локального поражения или возникать первично. Начинается остро с лихорадки, головной боли и повторной рвоты. Больных беспокоят чувство стеснения за грудиной, одышка, боли в грудной клетке при дыхании, сухой кашель с трудно отделяемой мокротой нередко геморрагического характера. У больных отмечается бледность кожи, акроцианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры. Со стороны живота отмечаются боли режу

щего характера, жидкий кровянистый стул, развитие пареза кишечника, перитонита из-за некроза кишечной стенки. На рентгенограмме выявляется плевральный выпот, нередко массивная реакция со стороны лимфоузлов корней легких и средостения. Болезнь протекает очень тяжело с развитием инфекционно-токсического шока, гипоксии, отека мозга.
В гемограмме наблюдается лейкопения, лимфоцитоз, увеличенное СОЭ. Диагноз подтверждается микроскопией окрашенного мазка, посевом на питательные среды, заражением лабораторных животных. На практике пользуются постановкой аллергической пробы с антраксином. При наличии у человека сибирской язвы на месте введения аллергена возникает инфильтрация и гиперемия. Реакция читается через 24-48 часов.