Парвовирусная инфекция свиней (ПВИСв)


Парвовирусная инфекция свиней (ПВИСв) характеризуется нарушением воспроизводительной функции свиноматок: малочисленные пометы, гибель эмбрионов и плодов с рассасыванием и мумификацией, рождение мертвых плодов,
бесплодие, повторный приход в охоту, гибель новорожденных и, реже, аборты. Свиньи, инфицированные в постнатальный период, практически не проявляют клинических признаков заболевания, хотя в течение 7—14 дней выделяют вирус с мочой, фекалиями и слюной, после чего сохраняют иммунитет пожизненно. Трансплацентарная передача вируса плодам и эмбрионам происходит во время виремии у неиммунных матерей после первичного инфицирования. Вирус размножается в основном в пролиферирующих тканях, и в первую очередь в плаценте и плодах.
Эмбрионы, инфицированные в возрасте до 36 дней, погибают и рассасываются. Заражение плодов между 36—70-м днями беременности ведет к их гибели и мумификации, а иногда у них развивается иммунотолерантность с пожизненным выделением вируса без продукции антител. Когда плоды инфицируются в более поздней стадии беременности, большинство из них реагирует лишь образованием антител. Основную роль в защите против парвовирусной инфекции свиней играет гуморальный иммунитет, и для полной защиты требуется довольно высокий уровень антител [138].
В настоящее время основное средство борьбы с ПВИСв — специфическая профилактика, проводимая главным образом с помощью инактивированных вакцин, которыми иммунизируют молодых свиноматок не позже 30-го дня до первого оплодотворения.
Инактивированные вакцины готовят из вирулентных штаммов вируса, размноженных в различных культурах клеток свиней.
В США инактивированную вакцину готовили из вируса, выращенного в первичной культуре клеток почек эмбриона свиньи, которую заражали вирусом с активностью 108 ТКИД50/мл (512 ед. ГА/0,5 мл).
Вирус инактивировали АЭИ (0,3%, 4 ч, 37°С), а затем добавляли ГОА. Инактивация вируса не сопровождалась заметным снижением ГА и антигенной активности. Вакцинация молодых супоросных свиней создавала выраженный иммунитет, предохраняла от трансплацентарной передачи вируса плодам и нарушения репродукции после заражения. Из 69 поросят живыми остались 68. Ни один из них не имел ни вируса, ни антител. Защита обеспечивалась, несмотря на низкий уровень антигемагглютинирующих антител у некоторых животных (gt;1:10) в момент заражения. Значительное нарастание антител после контрольного заражения и отсутствие трансплацентарной инфекции свидетельствовали о размножении вируса только на месте аппликации (нос, рот).
В Дании при изготовлении аналогичной вакцины вирус инактивировали этиленимином (5 тМ, 26°С, 48 ч). Антигенность вакцины, по мнению авторов, была обусловлена главным образом пустыми вирусными частицами.
Молодых свиноматок прививали подкожно в дозе 2 и 1 мл дважды с интервалом 3 недели. Примерно на 40-й день беременности свиноматок заражали внутривенно вирулентным штаммом вируса. После первой и второй прививок титр антител в РТГА соответственно составлял 1:64 — 1:128 и 1:512 — 1:1024. На 90-й день беременности все 53 плода семи вакцинированных свиноматок оказались
живыми и свободными от вируса. Хотя у пяти из семи вакцинированных свиней после заражения наблюдали 2—8-кратное повышение титра антител, свидетельствующее о размножении вируса, однако трансплацентарной передачи его и гибели плодов не отмечали. Испытание вакцины в полевых условиях показало ее безопасность и антигенную активность.
В Австралии вирус для инактивированной вакцины выращивали в первичной культуре клеток почки свиньи (256 ед. ГА/мл), инактивировали формалином (0,5%, 25°С, 120 ч) или бета-пропиолактоном (0,2%, 2 ч, 37°С и 4 ч при 25°С). Ан- тигенность вакцины после добавления ГОА повышалась в 8 и более раз [972]. В полевых опытах через 4 недели после прививки ГОА-формолвакциной в дозе 5 мл у молодых свиноматок титр антител в РТГА был в пределах 1:128 — 1:512. Повторная вакцинация через две недели вызвала 2—16-кратный прирост титра антител в течение последующих двух недель. Ревакцинация через 6 мес. сопровождалась повышением титра антител в РТГА от 1:128 до 1:2048.
В Великобритании применяют инактивированную культуральную вакцину, которой прививают свиноматок и молодых свиней за 2—8 недель перед осеменением. Хряков прививают в 6—7-месячном возрасте, а затем два раза в год. Вакцину вводят в дозе 2 мл внутримышечно. Ревакцинация свинок перед вторым осеменением сопровождается более продолжительным иммунитетом, чем перед первым [138].
В России инактивированную эмульгированную вакцину готовят из высокоантигенного сырья (gt;512 ед. ГА/мл), полученного в культуре постоянной линии клеток почки свиньи с использованием простой питательной среды и коммерческой сыворотки крупного рогатого скота. Вакцину вводят свиноматкам однократно внутримышечно в дозе 3 мл за 3—4 недели до осеменения. Ревакцинацию проводят перед каждым осеменением. Вакцинация создает у свиноматок выраженный иммунитет и предупреждает передачу вируса эмбрионам и плодам. Антигенная активность вакцины не уступала аналогичным вакцинам зарубежных фирм [138].
Вакцины против ПВИС, инактивированные формалином или производными этиленимина, обладали сходной антигенной активностью. Эмульгированная вакцина обладала большей активностью, чем сорбированная. При 2—4°С вакцина сохраняла исходную антигенность в течение двух лет [319]. При двукратном применении инактивированной эмульгированной вакцины постоянный уровень антител сохранялся 13 мес. [1585]. Свиноматки, привитые инактивированной эмульгированной вакциной, обеспечивали высокий уровень колострального иммунитета у поросят в трех последовательно полученных пометах.
Материнские антитела несколько подавляют образование антител в ответ на введение вакцины, но практически не влияют на выработку иммунитета. Испытания трех инактивированных вакцин на свиньях первого опороса показали, что неспособность некоторых инактивированных вакцин вызывать образование ан- тигемагглютининов в высоком титре не обязательно свидетельствует об их слабой иммуногенности [625].
Важным направлением в профилактике парвовирусной инфекции свиней явилась разработка живой вакцины. С целью получения аттенуированного штамма американские исследователи серийно пассировали парвовирус в первичной культуре клеток почки эмбриона свиньи (36 пассажей), а затем в культуре постоянной линии клеток тестикулярной ткани свиньи (18 пассажей). Вирус NADL-2 (54 пассажа, 6,0 lg ТЦД50/мл, ГА 1:64) использовали в качестве живой вакцины. Безопасность аттенуированного штамма была доказана на серонегативных свинках (44+2 дня супоросности). Исследования эмбрионов, проведенные через 40—45 дней после введения вакцинного вируса, показали, что вирус не проходит через плаценту, поскольку эмбрионы были живыми и не содержали вируса. Спустя две недели после вакцинации титр антител в РТГА составлял в основном 1:320 — 1:640 [138]. Наиболее высокий иммунный ответ у свиней отмечали при введении штамма NADL-2 в дозе 5,0 lg ИД50. При внутримышечном введении он размножася в селезенке, лимфатических узлах и других органах, хотя не менее интенсивно, чем вирулентный штамм. Распространяясь горизонтально, он не пересекал плацентарный барьер. Хотя при внутримышечном введении размножался в ткани плодов, вызывая их гибель.
Из этого следует, что живая вакцина NADL-2 эффективна для защиты свиноматок от парвовирусной инфекции. Однако ее не рекомендуют применять беременным особям из-за возможной реверсии вирулентности при серийных пассажах на свиньях [138].
Для получения аттенуированного штамма японские исследователи применяли серийные пассажи неразведенного вируса в перевиваемой культуре клеток почки эмбриона свиней с постепенным снижением температуры выращивания с 37 до 30°С. С 50-го до 55-й пассаж вирусную популяцию четыре раза клонировали методом предельных разведений при 32°С. Каждый пассаж длился 7—41 день при общей продолжительности культивирования 492 дня.
Получен штамм (HT-/SK), адаптированный к размножению при 32°С, но практически потерявший эту способность при 37 и 40°С. Аттенуированный штамм HT-/SK накапливался в культуре в титре 4,9 lg ТИД50/мл и агглютинировал эритроциты в разведении 1:128. Он не вызывал виремии и не выделялся из организма привитых свиней, не передавался горизонтально и вертикально, но вызывал образование иммунитета у 2-месячных поросят, привитых однократно подкожно, титр антигемагглютининов к моменту контрольного заражения через 11 и 15 недель составлял соответственно 1:320 и 1:1280. После заражения патогенным штаммом у вакцинированных поросят вирус не обнаруживали в крови и органах, не отмечали повышение титра антигемагглютининов. Трудность применения живой вакцины в неблагополучном хозяйстве состоит в том, что вакцинный вирус нейтрализуется в организме свиней даже с низким уровнем пассивного иммунитета.
В США применяют живую и инактивированную вакцины. Обе вакцины эффективны и безопасны. Живую вакцину вводят в дозе 2 мл за 2-8 недель до осеменения; инактивированную — в дозе 5 мл двукратно за семь и девять недель до
осеменения. Ревакцинацию обеими вакцинами проводят однократно перед каждым осеменением [138].
Кроме моновалентных вакцин, готовят и применяют комбинированные инактивированные вакцины против парвовирусной инфекции, болезни Ауески и лептоспироза. Такие вакцины применяли с положительными результатами в различных странах. Так, в США успешно применяли вакцины против лептоспироза и ПВИСв — «Лептопар» [138]. В России разработана комбинированная вакцина против парвовируса, лептоспироза, вируса болезни Ауески (вакцина ПЛА) и хламидиоза (вакцина ПЛАХ), которые более 20 лет применяются в практике промышленного свиноводства.
Данные по вакцинопрофилактике ПВИСв позволяют сделать следующее заключение. Так как молодые свиньи наиболее чувствительны к инфицированию, их рекомендуют вакцинировать перед осеменением (при необходимости дважды с 2-4-недельным интервалом). Ревакцинацию проводят через каждые 6—12 месяцев. Желательно вакцинировать также серонегативных свиноматок и хряков. При систематической вакцинации можно снизить ущерб и, в конечном итоге, освободить хозяйство от инфекции. 

Источник: В.А. Сергеев, Е.А. Непоклонов, Т.И. Алипер, «Вирусы и вирусные вакцины» 2007

А так же в разделе «Парвовирусная инфекция свиней (ПВИСв) »