Лихорадка долины Рифт (ЛДР) — (энзоотический гепатит крупного рогатого скота) — преимущественно остропротекающая болезнь, сопровождающаяся ви- ремией, сильной лихорадкой, некротическим гепатитом, гиперемией слизистых оболочек. Заболевание поражает овец и крупный рогатый скот. У молодых животных оно сопровождается высокой летальностью, у взрослых — абортами. Распространено главным образом в странах Африканского континента и периодически протекает в виде эпизоотий с поражением людей. Например, в 1977 г. во время вспышки заболевания в Египте заболело 200000 людей, из которых 600 погибли [1311]. Переболевание или скрытое инфицирование сопровождается развитием выраженного иммунитета.
Попытка иммунизировать овец и крупный рогатый скот против ЛДР впервые была предпринята более 60 лет назад, когда вирулентный штамм вируса был аттенуирован внутримозговыми пассажами на мышцах. Нейротропный штамм вируса (92-й пассаж) был авирулентным для мышей, обезьян и овец в случае подкожного введения, но при внутримозговом введении вызывал гибель овец и обезьян.
В связи с тем, что нейротропный мышиный штамм у некоторых овцематок вызывал аборты, его дополнительно пассировали 50 раз в куринных эмбрионах
и 16 раз на мышах. Однако это привело к ослаблению иммуногенности вакцинного штамма. В дальнейшем вакцину готовили из вируса 102-го пассажа на мышах, размноженного в культуре клеток ВНК-21. Практически все овцы и скот, привитые этой вакциной, приобрели иммунитет к естественному заражению. Живую лиофилизированную вакцину готовили в больших количествах (десятки миллионов доз). Она экономична и вызывает длительный иммунитет у овец и крупного рогатого скота после однократного введения. Частичный иммунитет образуется через 6—7 дней, потомство вакцинированных животных сохраняет устойчивость к заражению вирусом ЛДР примерно в течение 5 месяцев. У янгят, привитых в возрасте до 6 недель, иногда развивался энцефалит.
Вакцинация в редких случаях вызывала аборты у овцематок или аномальное развитие плодов [37].
В целях дальнейшего совершенствования живых вакцин использованы другие подходы получения аттенуированных штаммов.
Аттенуации вирулентных штаммов вируса ЛДР достигали серийным пассированием в культуре клеток MRC-5 в присутствии 5-фторурацила. Штамм ZH- 548 утратил патогенность для мышей после восьми пассажей, но защищал их от последующего заражения вирулентным штаммом вируса [443]. Аналогичный мутант — аттенуированный штамм MV-P12 получен после 12 пассажей в культуре клеток в присутствии 5-фторурацила, который оказался апатогенным для овец, не вызывал абортов у суягных овцематок и сохранил выраженную антиген- ность и иммуногенность. Ягнята, родившиеся от вакцинированных матерей, приобретали пассивный иммунитет [1102].
В связи с тем, что существует теоретическая опасность реверсии аттенуированных штаммов вируса, живые вакцины рекомендуют применять в эпизоотич- ных регионах. Отсутствуют доказательства восстановления вирулентности у вакцинных штаммов в практических условиях.
Следует также иметь в виду, что живая вакцина способна вызывать вирусе- мию у вакцинированных овец, а это может привести к инфицированию кровососущих членистоногих, нападающих на овец, и к передаче болезни домашним животным или человеку. Однако у овец и крупного рогатого скота наблюдали низкие уровни вирусемии и в полевых условиях инфицирования комаров отмечено не было.
Учитывая теоретические возражения против применения живых вакцин в благополучных по ЛДР зонах в ЮАР и США, были разработаны инактивированные вакцины. Для этого пантропные вирулентные штаммы вируса выращивали в культуре клеток (ВНК-21 и др.), инактивировали формалином и добавляли ГОА в качестве адъюванта. Инактивированная вакцина оказалась эффективной только при двукратном введении. 92% стельных коров, вакцинированных двукратно, дали жизнеспособный приплод после заражения вирулентным вирусом. Хотя большинство вакцинированных коров были клинически здоровыми, у них была обнаружена слабая непродолжительная вирусемия, а из тканей некоторых животных и их плодов выделили вирулентный вирус. Разработанная в Израиле
инактивированная вакцина с новым адъювантом имела выраженные антигенные свойства. Титр антител в РТГА у овец, привитых вакциной с адъювантом, составлял 1:2048, а у привитых вакциной без адъюванта 1:40 — 1:320 [37]. Потомство от иммунизированных матерей следует вакцинировать с 3-месячного возраста.
Таким образом, разработанные в настоящее время живые вакцины, имеют ряд явных преимуществ по сравнению с инактивированными вакцинами. Они обладают большой эффективностью, экономичны и хорошо переносят длительное хранение.