тэтзэ              эаэом              мае
Ньюкаслская болезнь (НБ) — высококонтагиозное заболеващ*^птащуй»то- рое распространено во всем мире. Болезнь проявляется в виде еешгйиемически^ респираторных, желудочно-кишечных симптомов, а также нарушениями функ* ции центральной нервной сиситемы и снижением яйценос теги,! Бояеешйти на многих видов, но наиболее часто поражается домашняя, в-лсновномс^уры ;HiB меньшей степени индейки и фазаны. Водоплавающая птица и голуби не/заболе/
вают или болеют легко, но могут быть носителями вируса. Инфицированная птица выделяет вирус в секретах и экскретах дыхательных и пищеварительных путей. У кур гибель может достигать 100%.
Штаммы широко варьируют по вирулентности, зависящей от протеолитической расщепляемости и активации HN-белка и F-белка. Различают высоко, средне- и низковирулентные штаммы (вело-, мезо- и лентогенные).
Вирус не имеет антигенных вариантов, имеющих практическое значение. Однако ряд вспышек в Западной Европе и на Дальнем Востоке были вызваны новым генотипом вируса НБ [1697]. Высоковирулентные штаммы вируса НБ вызывают летальную инфекцию у отдельных видов, в том числе уток и другой водоплавающей птицы, которая обычно малочувствительна к вирусу и менее подвержена заболеванию. По-видимому, у водоплавающей птицы имеются сбалансированные механизмы носительства вируса, поскольку систематически выделяли вирус в полевых условиях без признаков вспышек выраженной инфекции. Переболевание обычно сопровождается прочным пожизненным иммунитетом.
Антитела образуются быстро. Например, антитела, подавляющие ГА, можно обнаружить на 4—6 день и в течение 2 лет после заражения. По уровню этих Ат можно судить об иммунитете. Материнские антитела передаются через желток и защищают потомство в течение 3-4 недель. IgG препятствуют циркуляции вируса (виремии), но не прекращают респираторную инфекцию. IgA защищают респираторный и желудочно-кишечный тракт.
Материнские антитела быстро разрушаются, продолжительность периода их полураспада составляет 4,5 дня. Пассивные антитела могут оказать отрицательное влияние на последующую вакцинацию цыплят, так как они не в состоянии полностью реагировать на живые вакцины, если титр антител в крови выше 1:8 (РТГА). Поэтому цыплят лучше вакцинировать в возрасте не раньше 18 дней.
В инфицированных стадах носительство вирулентного вируса может длиться до 40 дней после начала вакцинации. У выздоровевших птиц вирус выделяется с секретами и экскретами не менее 4 недель. Распространению болезни способствует относительная стабильность вируса и широкий круг хозяев [1135].
Обычно используют живые аттенуированные штаммы и инактивированные эмульгированные вакцины. Кур-несушек ревакцинируют через 4 месяца. Защита наступает через 2 недели. Вакцинированная птица экскретирует вакцинный вирус до 15 дней после вакцинации.
Активный иммунитет, приобретаемый после вакцинации, обеспечивает относительно хорошую защиту, но его длительность и напряженность меньшие, чем после естественного переболевания.
Существуют два типа живых вакцин, которые соответственно готовят из природоослабленных авирулентных (лентогенных) или слабовирулентных (ме- зогенных) вакцинных штаммов.
Живые вакцины могут вызывать значительные осложнения, особенно если они содержат мезогенные штаммы вируса. У цыплят это ведет к летальному исходу, а у несушек — к снижению яйценоскости. Вакцинный вирус в значитель
ной степени нейтрализуется при высокой концентрации антител; если птица свободна от антител, то реакция может быть чрезмерно сильной. Хотя вакцина, изготовленная на основе штамма Ла-Сота, является наиболее эффективной лентогенной вакциной, она может быть причиной отрицательных реакций при первичном применении. Если имеет место серьезная опасность осложнений при первичной иммунизуции, предпочтительно применять вакцины, изготовленные на основе лентогенных штаммов (В,, «F» и др.). Это особенно касается тех случаев, когда параллельно наблюдается инфекционный бурсит и микоплазмоз. При повторной вакцинации бройлеров вакцина из штамма Ла-Сота обеспечит напряженный иммунитет. Для молодняка требуется повторная вакцинация в возрасте 10—12 недель.
Вакцины из мезогенных штаммов обеспечивают хорошую реакцию на ревакцинацию при условии правильного применения и достаточного интервала между первой и второй прививками. Вакцина из штамма Бор-74 ВГНКИ безвредна и иммуногенна. Вакцинный вирус может передаваться горизонтально от вакцинированной птицы невакцинированной [91]. Аналогичными качествами обладает вакцина из вирулентного штамма V-4, которую можно применять для оральной иммунизации в составе пищевых концентратов. У птицы, содержащейся совместно с вакцинированной, иммунитет наступал через 10 дней [1439].
Живые вакцины чаще всего применяют путем добавления к питьевой воде или в виде аэрозолей. Однако при аэрозольном применении чаще встречаются осложнения и провоцируются заболевания верхних дыхательных путей, особенно микоплазмозы и инфекционный бронхит.
Проявление респираторной формы колибактериоза, пастереллеза и других бактериальных болезней у индюшат после применения живой вакцины против НБ в 2—3-недельном возрасте связывают с подавлением вакцинным вирусом фагоцитарной активности альвеолярных макрофагов. Для избежания осложнений предложена новая схема иммунизации индюшат. В первый день жизни им вводят подкожно инактивированную вакцину в дозе 0,1 мл, а через две недели аэро- зольно вакцинируют живой вакциной из штамма В|. Такая обработка обеспечивает длительный иммунитет. Вся вакцинированная птица была устойчива к инфекции, в то время как у невакцинированной летальность составляла 78%. Высокий уровень вакцинального иммунитета у матерей не препятствовал иммунизации суточных цыплят инактивированной вакциной. В неблагополучных товарных хозяйствах индеек рекомендуют прививать аэрозольно с интервалом пять недель в течение всего производственного периода.
При применении живых вакцин, в зависимости от дозы и способа введения, иммунитет наступает через 2—5 дней после вакцинации. Напряженный продолжительный иммунитет (более 1 года) наступает после повторных прививок. Однако, несмотря на это, некоторая птица в естественных условиях может бессимптомно инфицироваться полевыми штаммами вируса НБ [642]. Инактивированные вакцины готовят из вируса, размноженного в куринных эмбрионах. Одна доза вакцины обычно содержит не менее 8,0 lg ЭИД50 инактивированного
вируса. Концентрация его оказывает существенное влияние на титр сывороточных антител. Однако повышение концентрации вирусного антигена выше определенного уровня (2000 ГАЕ в дозе вакцины) нецелесообразно, поскольку не вызывает дальнейшего нарастания титра антител [407].
При изготовлении инактивированных вакцин чаще используют бета-пропи- олактон и формалин. В результате сравнения различных адъювантов выявлены преимущества масляных вакцин над сорбированными. Лучший результат получен при использовании сложной эмульсии, представляющей собой гидроокись- алюминиевую масляно-эмульсионную вакцину. Полевые испытания показали, что такой препарат не уступает лучшим инактивированным вакцинам и превосходит живую вакцину из штамма Н [1429].
Хорошими адъювантными свойствами обладал авридин. В отличие от эмульгированных вакцин, приготовленных на основе минеральных масел, вакцина с авридином не вызывала реакций на месте выделения [1352]. Инактивированной эмульгированной вакциной типа «вода в масле» прививали кур в возрасте 8 недель, когда полностью исчезали материнские антитела. Вакцину вводили 2—3 раза с 4-недельными интервалами. Титр сывороточных антител в РТГА максимально составлял 1:1280 — 1:2560. Антитела сохранялись в течение 30 или 35 недель соответственно после 2- и 3-кратной вакцинации. Высокие титры антител обнаруживали и в желтке яиц от вакцинированных кур даже через 5 мес. после прививки. Устойчивость к заражению вирулентным вирусом сохранялась свыше одного года. Эффективность вакцины не снижалась при 4°С более 18 мес. При однократной вакцинации кур в возрасте 16 недель титр антител начинал снижаться через 12 недель [1429].
Инактивированные вакцины обычно применяют в сочетании с живыми. Хороший защитный эффект получали, если однодневных цыплят прививали живой вакциной, а через 3 и 8 недель — инактивированной [642]. Разработаны схемы одновременной иммунизации птицы против НБ, инфекционного бронхита, болезни Марека и других болезней с применением живых и инактивированных коммерческих вакцин. При этом возникает ряд проблем, таких как материнские антитела и эффективность иммунизации живыми вакцинами, а также возможность интерференции в случае применения живых вакцин против 3—4 заболеваний. Сочетанное применение живых и инактивированных вакцин дало лучшие результаты, чем применение только одной из них. Цыплят прививали живой вакциной (Ла-Сота или Бор-74), а затем инактивированной вакциной.
Эмульгированная вакцина (вода-масло-вода), содержащая HN-белок вируса НБ, экспрессированный в бакуловирусной системе, оказалась безопасной и достаточно эффективной [416].
Инактивированная комбинированная вакцина против ньюкаслской болезни, инфекционного бронхита и синдрома снижения яйценоскости создавала выраженный иммунитет к трем болезням после однократного применения.
Вакцина против НБ оказалась неэффективной против парамиксовируса птиц типа 3, вызывающего снижение продуктивности у индеек. Хороший имму
нитет создавала вакцина из гомологичного вируса, вводимая двукратно. Вакцина из парамиксовируса-3 защищает птицу от вируса НБ, но не наоборот, то есть имеет место одностороннее антигенное родство [ 1406].
В условиях большой концентрации поголовья птицы поддержание выраженного иммунного статуса с помощью иниактивированных вакцин — практически нереально, особенно в случае необходимости их повторного применения. Отсюда неизбежность использования живых вакцин и методов массовой иммунизации. В настоящее время потери от БН в странах, где проводят широкую программу вакцинации, сведены до минимума.