Гемблинг по МКБ-10 «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этих сферах».
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:
- Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
- Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игры, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
- «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
- Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием приступить к ней снова. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
- Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.
- Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всепреодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
- Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения) гемблинг возобновляется.
В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Их оформление способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х гг. в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным К. Volberg(1996), количество «проблемных гемблеров» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, — достигает 5% населения. Данные других исследователей (Ladouceur R. et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990 г. число проблемных гемблеров выросло в Канаде более чем на 75%.
В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная гемблинг-эпидемия. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности гемблинг- зависимости. Исследование особенностей гемблинга среди подростковой популяции в 10 000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России), а также билеты Национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5% подростков могут быть отнесены к проблемным гемблерам (Fisher М., 1999).
P. Delfabbro, L. Thrupp (2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подросткового гемблинга, указывают на факт гемблинга среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.
Многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для населения. Она усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма развивается зависимость. До сих пор в литературе не утихают споры — является ли гемблинг ад- дикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-ком- пульсивного расстройства (Blanco G. et al., 2001).
Р. Кастер (1984) выделил три стадии развития гемблинга: стадию выигрышей, проигрышей, разочарования.
Стадия выигрышей представлена следующими признаками:
- случайная игра;
- частые выигрыши;
- воображение предшествует и сопутствует игре;
- более частые случаи игры;
- увеличение размера ставок;
- фантазии об игре;
- очень крупный выигрыш;
- беспричинный оптимизм.
Для стадии проигрышей характерны:
- игра в одиночестве;
- хвастовство выигрышами;
- размышления только об игре;
- затягивающиеся эпизоды проигрышей;
- неспособность остановить игру;
- ложь и сокрытие от друзей своей проблемы;
- уменьшение заботы о семье или супруге;
- уменьшение рабочего времени в пользу игры;
- отказ платить долги;
- изменения личности (раздражительность, утомляемость, необщительность);
- тяжелая эмоциональная обстановка дома;
- одалживание денег на игру;
- очень большие долги, возникшие как законными, так и незаконными способами;
- неспособность оплатить долги;
- отчаянные попытки прекратить играть.
Признаками стадии разочарования являются:
- потеря профессиональной и личной репутации;
- значительное увеличение времени, проводимого за игрой;
- увеличение размера ставок;
- удаление от семьи и друзей;
- угрызения совести, раскаяние;
- ненависть к другим;
- паника;
- незаконные действия;
- безнадежность;
- суицидальные мысли и попытки;
- арест;
- развод;
- злоупотребление алкоголем;
- эмоциональные нарушения;
- уход в себя.
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными гемблерами:
- Фаза воздержания характеризуется уходом от игры из-за отсутствия денег, давлением микросоциального окружения, подавленностью, вызванной очередной игровой неудачей.
- В фазе «автоматических фантазий» учащаются спонтанные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
- В фазе нарастания эмоционального напряжения в зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.
- Фаза принятия решения играть включает два варианта. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
- В фазе вытеснения принятого решения интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается — и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха).
- Для фазы реализации принятого решения характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто гемблеры описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.
Эти авторы уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки гемб- леров. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».
К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:
- деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми;
- неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности устранить жизненные неудачи успешной игрой;
- замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.
К тактическим ошибкам мышления относятся:
- вера в выигрышный день;
- установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре;
- представление о том, что возможно вернуть долги лишь с помощью игры, то есть отыграть;
- эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть;
- убеждение о том, что удастся играть только на часть денег;
- восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее;
- представление о ставках как о сделках.
Первые попытки лечения зависимых пациентов предпринимались, вероятно, тогда, когда возникло понимание алкоголизма как болезни. Первые научно обоснованные материалы появились намного позже. Во всех работах важная роль отводилась и отводится психотерапии как основному методу лечения данной категории пациентов.
Работа психотерапевта с зависимыми людьми основана на положении, что попытки пациентов в одиночку выдерживать длительную борьбу со своей зависимостью, соблюдая полное воздержание, приносят мало пользы. Такое лечение может быть даже опасным, особенно при наличии наклонностей к самообвинению. Позже было установлено, что непсихологическое лечение не приносит пользы, поскольку значимость химических веществ, вызывающих у пациента зависимость, обусловлена психологически.
При обращении к врачу необходимо учитывать следующие общие закономерности:
- чем меньше времени прошло с момента возникновения зависимости, тем больше шансов на успех лечения;
- предварительное лечение помогает пациенту осознать, что он болен;
- не следует ожидать от пациента абсолютного воздержания в начале лечения.
Современная психотерапия обладает большим арсеналом методов лечения зависимых расстройств: индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Зачастую выбор метода лечения определяется лишь личным предпочтением психотерапевта, реже — самого пациента. Среди конкретных методов психотерапии в литературе указываются «Образная десенсибилизация», «Образная релаксация», «Выработка отвращения», «Экспозиционная терапия in vivo», «Восприятие контроля», «Когнитивно-поведенческая терапия» и др.
По мнению большинства специалистов, наилучший результат дает сочетанное применение индивидуальной, семейной и групповой психотерапии. Одной из наиболее известных программ по борьбе с зависимыми расстройствами является система «12 шагов», по которой работают такие организации, как «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Анонимные игроки», «Анонимные обжоры» и т. д. Эта система групповой терапии помогает человеку признаться в собственной слабости и принять мысль о смирении и альтруизме, которые являются необходимой альтернативой эгоизму и эгоцентризму, возникающим в процессе развития болезни. Множество поддерживающих, активизирующих и управляющих элементов, с которыми пациенты сталкиваются с момента включения в программу, обеспечивают структуру и поддержку, компенсируя их слабость по саморегуляции. Человек получает помощь, способную поддержать и направить его на восстановление собственной жизни, часто уже разрушенной почти до основания. Он начинает управлять событиями своей жизни, противопоставляя себя ошибочному мнению зависимого человека о том, что со своими проблемами он может справиться в одиночку. Успешность лечения в группах данного типа составляет не более 14-18%, если считать всех пациентов, которые обращаются за помощью в эти организации.