В МКБ-10 данная категория охватывает всю группу психоактивных веществ и включает алкогольный галлюциноз, паранойю, психоз БДУ и ревность. К данной рубрике относят комплекс психотических явлений, удовлетворяющих общие критерии для диагностики Fix.5 (психотическое расстройство), возникающих во время или непосредственно после употребления алкоголя. Клинические проявления указанных выше расстройств невозможно объяснить только проявлениями острой интоксикации, и они не являются составной частью состояния отмены, т.е. «белой горячкой» (F10.4). Исключается также вызванное алкоголем резидуальное психотическое расстройство с поздним (отсроченным) дебютом (F10.7).
Ведущим в патогенезе психотических расстройств, вызванных употреблением алкоголя, являются нарушения обменных и нейровегетативных процессов, приводящих к токсическому поражению недоокисленными метаболитами белково-липидного обмена, прежде всего диэнцефальных отделов ЦНС, что в свою очередь приводит к нарушениям нейровегетативной регуляции и функций гипофизарно-надпочечниковой системы с последующим воздействием на корковый компонент психической деятельности. Большое значение имеет нарушение витаминного баланса, в первую очередь, недостаточность витамина Вр приводящего к нарушениям углеводного обмена и снижению энергетических ресурсов головного мозга и организма в целом. Недостаточность витамина В6 приводит к нарушению функций ЦНС и желудочно-кишечного тракта, а дефицит витаминов С, Р приводит к увеличению проницаемости капилляров, что в свою очередь приводит к гемодинамическим нарушениям и обменным процессам головного мозга.
Клиническая картина острых металкогольных психозов полиморфна. В одних случаях отмечается последовательная смена па- раноида, галлюциноза, делирия, в других они меняются местами. Возможны и другие клинические проявления этих расстройств В таких случаях диагноз психотического расстройства может быть более подробно специфицирован с использованием следующих пятизначных кодов:
F 10.51 — Психотическое расстройство, обусловленное употреблением алкоголя, бредовый вариант. Бредовые психозы (алкогольный бред) являются третьей по частоте формой психотического расстройства, после делирия и галлюциноза. По литературным данным, частота развития составляет от 1 % до 9,5 % от всех металкогольных психозов. Бредовое психотическое расстройство чаще возникает у мужчин, в зависимости от содержания бредовых идей выделяют алкогольный параноид и алкогольный бред ревности (паранойя).
Алкогольный параноид (алкогольный бред преследования) у пациента разворачивается внезапно, иногда ему предшествует короткий период бредовой настроенности с вербальными иллюзиями и тревогой. Резко возникает ощущение, что его преследует «банда», которая стремится к его физическому уничтожению. Как правило, членами «преступного объединения» являются близкие или знакомые люди. Больные напряженно контролируют их взгляды, речь, её интонацию, пытаясь определить их дальнейшие замыслы и шаги. Чувственный образный бред сопровождается тревогой и страхом.
Под впечатлением переживаемого больные совершают импульсивные поступки, направленные на самосохранение, защиту, часто в этих целях наносят себе самоповреждения или осуществляют суицидальные попытки, дабы избежать более страшного «наказания». В других случаях осуществляют агрессивные действия в качестве «самообороны» или обращаются за помощью в правоохранительные органы.
К вышеназванным клиническим проявлениям могут присоединяться делириозные расстройства, особенно в вечернее и ночное время суток. Длительность алкогольного параноида составляет от нескольких дней до нескольких недель.
Алкогольный бред ревности (алкогольная паранойя, бред супружеской неверности) разворачивается улиц зрелого возраста с паранойяльным складом характера, иногда на фоне алкогольных изменений личности. Клиническая симптоматика психоза развивается постепенно в состоянии опьянения или похмелья, в форме эпизодических идей супружеской неверности Присутствуют поведенческие расстройства в виде: грубости, несдержанности, придирчивости, которые вносят в семейную жизнь супругов, в т. ч интимную, такие психогенные компоненты как отчуждение и разобщенность интересов. При дальнейшем развитии расстройств возникает непоколебимая и постоянная убежденность в измене жены, не зависящая от «реальных признаков». Развитие бреда сопровождается выработкой различных способов и систем обнаружения факта измены, установления личности «любовника». Из ближнего окружения жены выбирается наиболее молодой, чем сам пациент, мужчина, который становится объектом пристального внимания.
Клиническая картина бреда ревности изменчива. В одних случаях монотематичный бред ревности приобретает ретроспективный характер. Больной «вспоминает», что жена изменяет ему уже много лет, имела любовников, от которых родились их дети. В других случаях, бред ревности имеет тенденцию к расширению тематического диапазона — «материального ущерба», «отравления и колдовства», с целью устранения и освобождения от мужа и др. В последнем случае довольно часто наблюдается тревожнодепрессивный тип аффекта, а бредовое поведение сопровождается агрессивными тенденциями, вплоть до жесткого насилия в отношении жены или окружающих.
Продолжающееся употребление спиртных напитков не только способствует усилению симптомов психоза, но и увеличивает риск агрессивных тенденций. В некоторых случаях бред супружеской неверности протекает скрытно, без внешних проявлений, при совершенно правильном формальном поведении и открывается только после свершенного акта агрессии.
F 10.52 — Психотическое расстройство, обусловленное употреблением алкоголя, галлюцинаторный вариант. Данная подгруппа включает две основные формы галлюциноза: острую и протрагированную. По данным различных авторов галлюцинозы являются второй по частоте группой металкогольных психозов после делирия. Галлюцинозы чаще возникают у женщин, в среднем на 10-11 году течения хронического алкоголизма, но не ранее чем через 7-8 лет, средний возраст 40-43 года.
Острый галлюциноз развивается на фоне употребления алкоголя или в пределах двух недель после завершения его приема, сопровождается тревогой, параноидной настроенностью и вегетативно-соматическими симптомами; острый галлюциноз у женщин часто протекает на депрессивном фоне настроения. Симптоматика разворачивается в вечернее или ночное время. Вначале возникают акоазмы и феномены, затем появляются вербальные галлюцинации, нейтрального содержания для больного. В дальнейшем к слуховым обманам восприятия присоединяются аффективные расстройства в виде тревоги, страха, растерянности. Затем появляются множественные «голоса» нескольких и более лиц. В большинстве случаев голоса носят оскорбительный, угрожающий расправой характер, с сарказмом обсуждают настоящую или прошлую жизнь больного.
На фоне вербальных галлюцинаций развиваются монотема- тичные бредовые переживания (бред преследования, физического уничтожения, обвинения идр.). Довольно часто в бредовую концепцию включаются люди из ближнего окружения пациента — жена, сослуживцы, соседи, родственники, знакомые, руководящие «бандой», которая его преследует. Следует отметить, что параноидный компонент, несмотря на его выраженность, не приводит к систематизации переживаний, что является главным отличительным признаком от эндогенно обусловленной клинической картины. Против систематизации бреда говорит и «разлитая» диффузная параноидная установка — больной видит опасность во всех мельчайших деталях окружающей обстановки.
Чувственность и наглядность вербальных галлюцинаций, в последующем их пересказе больным, создают впечатление, что пациент испытывал зрительные галлюцинации и находился в делириозном состоянии. Наплывы галлюцинаций вызывают периодические состояния заторможенности и отрешенности. На высоте галлюциноза аффективная симптоматика выражается нарастающей тревогой, отчаянием, выраженным страхом. В таком состоянии развивается двигательное возбуждение, сопровождаемое самообороной, обращением за помощью в правоохранительные органы, агрессией в отношении окружающих людей, суицидальными попытками. Оптические и гаптические галлюцинации редки, а в отличие от галлюцинаторно-параноидной формы шизофрении, они не находятся в центре психотических переживаний.
Редукция психотических расстройств формируется по критическому или литическому типам, после нормализации сна Длительность острого галлюциноза сохраняется на протяжении 48 часов и колеблется от нескольких дней до месяца. Указанные проявления острого галлюциноза могут сменяться развернутыми галлюцинаторными состояниями различной структуры, в частности: острый абортивный галлюциноз, с выраженным бредом, в сочетании с делирием и психическими автоматизмами.
« Психоз в виде «протрагированного галлюциноза» имеет длительность от 1 до 6 месяцев. Клиническая картина характеризуется типичными признаками острого алкогольного галлюциноза, к которому присоединяются депрессивные расстройства, сопровождающиеся доминирующими идеями самообвинения.
F 10.54 — Психотическое расстройство с преобладанием депрессивной симптоматики развивается на фоне тяжелого депрессивного состояния, которое причиняет серьезные страдания больному. На фоне типичных депрессивных расстройств, таких как: снижение самооценки, выраженных идей виновности, собственной ничтожности с суицидальными мыслями и поступками, возникают психотические компоненты: галлюцинации, бред, психомоторная заторможенность или ступор. Выраженность указанных расстройств настолько велика, что обычное социальное функционирование становится невозможным. Становится реальной угроза для жизни пациента в связи с суицидальным поведением, истощением, обезвоживанием. Галлюцинации и бред могут быть конгруэнтными настроению или не соответствовать ему. Наиболее характерным является депрессивный бред виновности, отношения, самоуничижения, соматического заболевания, надвигающегося несчастья; бред ипохондрического, нигилистического или персеку- торного содержания. Преобладают галлюцинации в форме голосов, насмехающихся над больным или осуждающих его.
F 10.55 — Психотическое расстройство с преобладанием маниакальной симптоматики. Клинические проявления мании с психотическими симптомами характеризуются маниакальными (гипоманиакальными) проявлениями, дополненные бредовым (величия) или галлюцинаторным (чаще псевдогаллюцинаторным) компонентами, протекающие на фоне аффективного возбуждения и повышенной двигательной активности. Расстройство мышления приобретает форму «скачки идей», достигающей такой крайней степени, что речь больного становится полностью сумбурной, либо пациент совсем недоступен продуктивному контакту. Психотическая симптоматика может характеризоваться как конгруэнтная — соответствующая настроению (бред величия или «голоса», сообщающие субъекту о его сверхчеловеческих возможностях) и неконгруэнтная — не соответствующая настроению (бред отношения или преследования либо эмоционально нейтральные «голоса»).
Дифференциация мании от аффективного приступа шизофрении является довольно проблематичным, особенно в случаях, когда пациент впервые попадает в поле зрения врача на высоте психотического эпизода. Частичная реакция на проводимую психофармакотерапию также может осложнять диагностический процесс, поскольку гиперактивность лучше поддается лечению и редуцируется раньше, чем бред и галлюцинации. Важным для диагностики отличительным признаком является тот факт, что для маниакального состояния не характерны совершенно нереальные по содержанию или культурально неадекватные бредовые идеи или галлюцинации в форме голосов комментирующего характера в отношении поведения пациента либо когда они говорят о нем в третьем лице. Наиболее характерным является бред величия, отношения, эротический или персекуторный.
В случаях, когда клиническая картина психотического расстройства не может быть отнесена ни к одному из вышеприведенных состояний, следует прибегнуть к использованию нижеследующих диагностических кодов:
F10.53 — преимущественно полиморфное;
F10.56 — смешанное.