К галлюциногенам относят психоактивные вещества, способные даже в малых дозах вызывать галлюцинации и другие психопатологические явления, в связи с чем их еще называют психоделическими или психомиметическими. В данную группу входят диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), псилоцибин, мескалин, кетамин и фенциклидин, а также холинолитики. Американские психиатры склонны относить к галлюциногенам и «экстази», поскольку он способен вызывать галлюцинации.
Диагностика острой интоксикации, обусловленная приемом галлюциногенов (16.0), удовлетворяет общие критерии для острой интоксикации (1х.О). Об измененном поведении или расстройстве восприятия свидетельствует, по меньшей мере, один из следующих признаков:
- .тревога и боязливость;
- слуховые, зрительные или тактильные иллюзии либо галлюцинации, возникающие в состоянии полного бодрствования;
- деперсонализация, дереализация;
- параноидное мышление, идеи отношения;
- лабильность настроения, гиперактивность;
- импульсивные действия, нарушение внимания;
- нарушение повседневной деятельности личности;
Как правило, присутствует два признака из числа следующих:
- тахикардия, сердцебиение;
- потливость и ознобы;
- тремор;
- нечеткость зрения, расширение зрачков;
- нарушения координации.
В процессе острой интоксикации галлюциногенами нарушается координация, возникают гипертонус мышц, гиперрефлексия, снижается острота зрения, возможна анизокория. В психической сфере многие эффекты зависят от окружающей обстановки и установки потребителя на ожидаемый эффект («запрограммированность»). Изменяется восприятие окружающего: цвета воспринимаются более насыщенными, контуры предметов — более резкими, музыка вызывает более выраженный эмоциональный отклик, обоняние и вкусовая перцепция обостряются. Встречаются синестезии: цвета могут слышаться, а звуки — видеться.
Может возникать расстройство схемы тела, искажается восприятие времени и пространства. Вначале возникает аффект недоумения и восторга. Присоединяются галлюцинации, чаще зрительные, которые могут приобретать характер сценоподобных и нередко являются угрожающими. Соответственно меняется аффективная сфера: субъект может испытывать резкие колебания настроения, но чаще два противоположных аффекта сосуществуют одновременно: страх и восторг, отвращение и экстаз, благодушие и агрессивность. Повышается внушаемость. Типичными являются интроспективная рефлексия и глубокое проникновение в религиозные и философские идеи.
Синдром отмены у пациентов, употребляющих галлюциногены, не выявлен. Любой прием этих наркотиков может спровоцировать развитие острых бредовых расстройств (F16.5) пер- секуторного характера, сопровождающихся тревогой, страхом, психомоторным возбуждением, непредсказуемым поведением. Другой особенностью галлюциногенов является появление так называемых flash back или ретроспективных вспышек. Это спонтанное транзиторное возникновение переживаний, испытанных в интоксикации, но без предварительного приема наркотиков относится к резидуальным психопатологическим состояниям (F16.7) Эти явления могут служить причиной суицидального поведения.
К синтетическим галлюциногенам относится ЛСД — вещество без запаха и вкуса в виде порошка, раствора, капсул или таблеток, может реализовываться на кусочке сахара или пропиточной бумаге. Может вводиться внутривенно или при курении.
Часто для маскировки наносят на марки и переводные картинки Такую «марку» удерживают на слизистой рта, вызывая состояние одурманивания. Действие ЛСД, как правило, проявляется через 1 ч. после употребления и продолжается от 8 до 12 ч. Считается, что ключевой механизм его действия опосредуется постсинаптическими серотониновыми рецепторами.
Соматические эффекты не выражены: усиление сердцебиения и расширение зрачков. Психические проявления заключаются в искажении и усилении чувственных восприятий. Иногда происходит слияние и изменение звуковых и слуховых обманов восприятий от ярких эйдетических феноменов до зрительных галлюцинаций, при этом истинные слуховые галлюцинации встречаются редко. Характер настроения может колебаться от эйфорического до дисфорческого, «переживание ужаса» сопровождается страхом, чувство времени растворяется, дезактуализируется. Изменения побуждений описываются как «высвобождение», «рас- тормаживание», «опустошение».
Клиническими особенностями интоксикации ЛСД является наличие ощущений «функций собственных органов», «воспроизведение событий далекого прошлого и даже рождения». Деперсонализация приобретает причудливые ощущения, изменения, преображение собственного «Я», в виде того, что пациенты «сходят с ума», т.е. происходит витализация ощущений и восприятий У многих потребителей появляется чувство углубленного понимания, которое ранее им было недоступно. Эти состояния можно описать как «путешествия» в прошлое, «будущее» или иной мир. Некоторые «путешествия» могут сопровождаться возбуждением, тревогой, суицидальными действиями. Восприятие времени также значительно изменяется в плане ускорения или замедления, которые зависят от воображаемого сюжета «путешествия». Характерным для интоксикации ЛСД есть визуализация представлений, то есть в этом состоянии человек может ощущать и переживать то, что хотел бы ощутить или пережить. Припоминаются события раннего детства, которые обычно забываются и находятся в сфере подсознательного в символической форме. Могут оживляться в памяти события далекого минувшего, включая и акт рождения.
Эмоции становятся чрезвычайно интенсивными и могут меняться внезапно, резко и часто. В одно и то же время субъект может ощущать и переживать два противоположных друг другу чувства с соответствующим реагированием (амбивалентность и амбитендентность). Повышается уровень восприятия и чувствительность к невербальным сигналам. Может наблюдаться повышенное чувство единения и единства с другими людьми или, наоборот, изоляция от «их. Иногда субъекты считают, что эти ощущения и переживания повышают их творческие способности, дают и формируют новый психологический инсайт, вызовут желательные изменения их личности.
На фоне вышеперечисленных проявлений, возможно развитие психотического расстройства в виде бредового состояния с галлюцинациями и другими изменениями восприятия. Чаще возникают зрительные галлюцинации, обычно в виде геометрических форм (иногда цифр), однако могут возникать также слуховые и тактильные обманы восприятия, возникающие на фоне употребления высоких доз препарата. При купировании психотических состояний не рекомендуется применение нейролептиков в связи с возможным потенцированием антихолинергического и угнетающего действия на ЦНС.
Тем не менее приблизительно в каждом четвертом случае среди наркозависимых встречается так называемая «обратная вспышка», то есть спонтанное транзиторное повторение психических расстройств за пределом периода непосредственного действия ПАВ. Обратные эффекты могут возникать при переходе из темного помещения в светлое или при включении света при употреблении препаратов конопли. Иногда токсикоманы, которые перенесли действие ЛСД, при желании могут вызвать ретроспективные сцены произвольно, без приема препарата. Обратные вспышки обычно длятся 1 - 2 дня. Ретроспективные сцены могут возникать также после травмы или в стрессовых ситуациях. В большинстве случаев они устраняются уже непосредственно после окончания действия стресс-фактора, но иногда могут удерживаться на протяжении месяцев и даже года.
Употребление ЛСД и других галлюциногенов практически не вызывает физической зависимости, но с течением времени толерантность к ним повышается. Серьезной опасностью, связанной с употреблением ЛСД, есть риск осуществить «опасные путешествия», которые могут вызвать эмоциональные расстройства, в особенности улиц с нестойкой психикой. У наркозависимых с шизоидным или тревожно-мнительным типом личности вследствие приема дизлептиков могут развиться стойкие невротические и психические изменения.
Лекарственный препарат фенциклидин (ФЦД) в прошлом использовался в анестезиологии, однако в связи с побочными эффектами в виде дезориентировки, ажитации и делирия был изъят из применения. Однако в связи с возможностью производства даже в домашних условиях, начиная с 70-х годов, широко распространился в качестве «уличного» наркотика. ФЦД употребляется внутрь, внутривенно, в виде аэрозолей, а чаще всего выкуривается вместе с препаратами конопли. Он обладает многочисленными нейротрансмиттерными эффектами, стимулирует выработку допамина и блокирует его захват и накопление в везикулах, является неконкурентным ингибитором никотиновых участков рецепторов, а также поражает опиоидные рецепторы.
Небольшие дозы вызывают опьянение с анальгезией пальцев рук и даже анестезию. Интоксикация продолжительная и протекает в виде: возбуждения, угнетенного сознания, агрессивности с нистагмом и повышенным давлением. На больших дозах возникает атаксия, ригидность мышц, конвульсии; реакция на окружающее нередко отсутствует, хотя глаза широко раскрыты.
В случае передозировки фенциклидином возникает адренергический криз с гипертонической сердечной недостаточностью, инсультом или злокачественной гипертермией, возможен эпилептический статус и летальный исход. Длительное употребление препарата приводит к агрессивному поведению, сопровождающемуся потерей памяти, а иногда и суицидальными действиями.
Спектр действия и продолжительность широко варьируют в зависимости от дозы. Припадки, коматозные состояния и даже смерть могут возникнуть при употреблении дозы больше 20 мг Обычно употребляются 2-Змг вещества, доза больше 10мг считается высокой. Действие наркотика начинается через 5 минут и стойко держится приблизительно 30 мин. Особенностью действия этого наркотика есть тот факт, что употребившие его не могут точно описать ощущения и переживания, которые были у них непосредственно до наркотического опьянения или во время него. Воспоминания носят фрагментарный характер, часто они полностью амнезируют состояние опьянения, а пробелы в памяти заполняются псевдореминисценциями и конфабуляциями.
Ощущения, которые испытывают наркозависимые в процессе опьянения, быстро (калейдоскопически) меняются и проявляются в виде эйфории, тепла в теле,* звона колокола в ушах, блаженства, иногда возникают деперсонализационные нарушения (расстройства схемы тела) адекватности восприятия времени, изолированность и отчужденность. У некоторых лиц наблюдаются стереотипные круговые движения, приседания, поглаживание, мимические гримасы, мышечная ригидность, рвота, протяжная речь. В некоторых случаях эти проявления могут сопровождаться слуховыми и зрительными галлюцинациями. Психосенсорные расстройства и галлюцинации, как правило, сопровождаются параноидной интерпретацией
После редукции признаков опьянения развивается субдепрессия, сопровождающаяся раздражительностью, в определенной мере параноидной настороженностью, агрессивностью в отношении окружающих его лиц, иногда могут наблюдаться суицидальные и гомоцидные тенденции. При продолжительном употреблении наркотика может развиться психоорганический синдром со снижением контроля над своими действиями или полное состояние летаргии. Почти всегда имеет место депрессивный компонент. Иногда больной ощущает телесные галлюцинации (ощущения ползания насекомых под кожей).
Описан синдром фенциклидиновой абстиненции, характеризующийся интенсивной тягой к наркотику, анергией, депрессией и ощущениями физического дискомфорта. Обнаруживается в моче в течение 72 ч после последнего приема.
Кетамин — препарат для кратковременного наркоза, получил широкое распространение с 90-х годов. По своему быстрому и непродолжительному действию он похож на фенциклидин, применяется внутривенно и внутримышечно. При внутривенном введении действие препарата быстрое, но менее продолжительное.
Внутримышечное введение кетамина вызывает «приход» — чувство эйфории, блаженства, легкости тела. На фоне искаженного пространства возникают деперсонализационные, дере- ализационные расстройства, яркие зрительные галлюцинации фантастического, «божественного» содержания. В некоторых случаях потребители ощущают безграничные творческие возможности в написании музыки, картин, открываются дизайнерские проекты. Внешне они заторможены, наблюдается нарушение речи, атаксия, дискоординация движений, повышение артериального давления, тахикардия. При внутривенном введении галлюцинации не столь яркие и красочные, при быстром введении кетамина возможна остановка дыхания.
Психическая зависимость при употреблении кетамина формируется очень быстро, даже после нескольких инъекций. Также быстро развивается толерантность, усиливается выраженность постинтоксикационной симптоматики, приводящей к повторной наркотизации. Ремиссии непродолжительны.
Наиболее известными психоделическими препаратами являются псилоцибин, выделенный из одного из разновидностей мексиканских грибов, и мескалин, обнаруженный в одном из видов кактуса. Прием препаратов осуществляется путем перорального введения. Действие псилоцибина (4-8 мг) наступает в течение 15 минут, а максимальный эффект достигается через 90 мин с последующим затуханием в течение 5-6 ч. Мескалин (200-500 мг) вызывает галлюцинаторный эффект продолжительностью 1-2 ч. Клиническая картина острой интоксикации этими психомимети- ками характерна для других галлюциногенов и часто сопровождается тошнотой и рвотой. При этом сознание может быть сохранено и галлюцинаторные переживания сохраняются в памяти.
В данную диагностическую рубрику входят расстройства, связанные со злоупотреблением и такими холинолитическими веществами, как атропинсодержащие препараты (белена, дурман и др.), антигистаминные (димедрол, пипольфен и др.) и лекарственные средства, применяющиеся для лечения паркинсонизма и коррекции экстрапирамидных расстройств, вызванных приемом нейролептиков(циклодол, паркопан).
Действие холинолитиков приводит к блокаде парасимпатических механизмов и стимулированию адренергических эффектов. При этом атропиновые препараты воздействуют преимущественно на периферические холинергические рецепторы, антигистаминные — оказывают центральное действие, а антипаркинсони- ческие средства дают как центральную, так и периферическую холинергическую реакцию, приводящую к психомиметическому и галлюцинаторному эффекту.
Среди детей и подростков часто встречаются случаи острой интоксикации семенами дурмана— дикорастущего ядовитого растения, в листьях и семенах которого содержится ряд алкалоидов (атропин, скопаламин идр.). При употреблении его семян (10-15), возникает состояние опьянения в виде легкого головокружения с мышечной релаксацией и тепловой реакцией в теле и нарастающим гипоманиакально-эйфорическим аффектом, напоминающим гашишную интоксикацию. Длительность действия алкалоида — от одного до нескольких часов, при этом немаловажное значение имеет установка человека на получение желаемой эйфории. Постинтоксикационный период характеризуется общей слабостью, разбитостью, головной болью, шаткостью походки, дисфункцией желудочно-кишечного тракта.
При употреблении более высоких доз развиваются психотические состояния с делириозными расстройствами сознания, нарушениями схемы тела, метаморфопсиями, двигательным возбуждением с дурашливым поведением. Психотические симптомы развиваются на фоне повышенной температуры тела, с гиперемией лица, цианозом губ; в тяжелых случаях с мелкоточечными кровоизлияниями в области лба и грудной клетки. Острый период длится не более 1 суток, однако на протяжении еще нескольких суток, в вечернее время на фоне нарушений сна, могут наблюдаться субпсихотическая симптоматика в виде немотивированных страхов, тревоги, суетливости.
Употребление антипаркинсонических средств наиболее распространенно среди подростков и лиц молодого возраста. Наиболее часто предметом злоупотребления служат таблетки циклодола 2 мг (син. паркопан). Как правило, прием циклодола носит групповой характер, принимается подростками, ранее употреблявшими другие психоактивные вещества и склонными к политоксикоманиям. Реже встречается систематическое изолированное употребление препарата с последующим формированием выраженной психической и физической зависимости, толерантности и других признаков, характерных для токсикоманий.
Клиническая картина острой интоксикации зависит от дозы вещества и в нарастающей последовательности характеризуется следующими этапами развития: эйфорическим, суженного сознания и галлюцинаторным.
Эйфорическая фаза опьянения возникает после приема 4- 6 мг циклодола (2-3 таб.), спустя 20-30 мин. Подъем настроения сопровождается ускоренным мышлением, повышенной двигательной активностью. Суждения носят поверхностный характер, все происходящее воспринимается в «розовом цвете».
В случае употребления более высокой дозы препарата, спустя 30-40 мин., состояние переходит в фазу суженного сознанияхарактеризующуюся сонливостью, ощущениями легкости в теле и невесомостью. Это состояние сопровождается дереали- зационными, деперсонализационными эпизодами, нарушениями процессов восприятия, ощущений собственного тела и продолжается в течение 2-3 ч. с последующей редукцией или, в зависимости от дозы, переходит в галлюцинаторную фазу.
Галлюцинаторная фаза может развиться, и минуя предыдущие два этапа, при условии приема высоких или дополнительных доз («вдогонку» — жарг.). Развитие галлюцинаторных расстройств начинается с элементарных звуковых и зрительных обманов восприятия: щелчки, звонки, яркие мерцания, круги и т.д. Затем развиваются истинные зрительные галлюцинации различного характера с соответствующим аффективным компонентом. Характерными являются так называемые «отрицательные» галлюцинации в виде «пропавшей сигареты», т.е., исчезновение якобы ранее присутствующих предметов.
Следует отметить, что циклодоловые токсикоманы воспринимают галлюцинаторные образы одновременно с реальной оценкой окружающей действительности. При выходе из состояния острой интоксикации галлюцинаторные образы не амнезируются, а пациенты имеют возможность подробно описать пережитое.
Абстинентный синдром при циклодоловой токсикомании развивается через 1-1,5 года после употребления высоких доз препарата. Психический компонент включает: беспокойство, тревогу, напряжение, снижение настроения. В дальнейшем присоединяются соматовегетативные нарушения: общая слабость, разбитость, Повышение тонуса скелетной мускулатуры, тремор, нарастающая скованность движений. При длительном хроническом употреблении циклодола в больших дозах (25-30 таблеток) на протяжении 6—7 месяцев, отмечаются расстройства памяти, внимания, замедления мышления. Характерным является: болезненные ощущения в мышцах спины, судорожные подергивания отдельных мышечных групп, непроизвольное движение конечностями, маскообразное выражение лица.
Все вышеперечисленное предопределяет характерную осанку и походку больного на несгибающихся ногах, при разогнутой спине и нередко отведенных руках. Нарушения движения при циклодоловой абстиненции развиваются последовательно: тремор — скованность движений — судорожные подергивания отдельных групп мыши — невольные движения (отирания рук, поглаживание во
лос, предплечья, покачивания тела). Привлекает внимание характерная для циклодоловой токсикомании своеобразная бледность и сальность кожи лица с розовым цветом щек в виде мотылька и ярко-красный цвет губ. В эмоциональной сфере преобладает ипохондрическая симптоматика. Абстинентные явления длятся в течение 1 -2 недель и сменяются астеническим симптомокомплексом, а тремор, мышечная гипертензия, повышенные сухожильные рефлексы могут сохраняться еще в течение 1,5-2 месяцев.
Для хронической интоксикации солями марганца характерно развитие слабоумия и параличей нижних конечностей, в особенности стоп, нарастающих проявлений паркинсонического синдрома.