Наиболее распространенной формой наркомании является использование препаратов конопли (Cannabis sativa) с наркотической целью. Они употребляются в виде засушенных частей растения, в форме известной как марихуана, анаша («травка», «сено» — жарг ); либо в виде смолы, выделяемой цветущими верхушками женского растения— гашиш, анаша («план», «дурь», «грязь» — жарг.). Курение, поедание, заваривание вызывает наркотическое опьянение благодаря такому психоактивному компоненту, как транс-дельта-9-тетрагидроканнабиол (ТГК), от количества которого зависит наркотический эффект, с учетом определенного сорта конопли.
Наибольшее число лиц, употребляющих каннабис или пробовавших его в течение жизни, поданным эпидемиологических исследований, находится в США, Австралии, Канаде, Нидерландах В 62 % случаев приобщение к тяжелым наркотикам начинается с препаратов конопли. Принято считать, что от 10 до 60 процентов подростков пробовали каннабиоиды. В Украине употребление конопли занимает второе место после препаратов опия, а около 2 % из числа студентов ежедневно употребляет каннабиоды.
Действие каннабиоидов зависит от кратности приема препарата, дозы, связанной со способом приготовления, качеством сырья, методом введения; от ожидаемого эффекта, настроения и социального окружения человека, принявшего наркотик.

Острая интоксикация, обусловленная употреблением каннабиоидов (F12.0), наступает, при неоднократном приеме, через несколько минут после курения. Появляется чувство расслабления, легкости, дезактуализируются повседневные заботы и проблемы повседневности. Появляющееся состояние эйфории снимает дурное самочувствие, беспокойство и эмоциональную напряженность, подавляется страх, приподнятое настроение сопровождается дурашливостью и смешливостью. Способности к творчеству и расширение уровня сознания остаются под вопросом. Эти ощущения обозначают как «соматическую аутодеперсонализацию» (Личко А.Е., Битенский В. С., 1991), которая сохраняется в течение нескольких часов.
В процессе диагностики удовлетворяются общие критерии острой интоксикации (Flx.O). При этом наблюдается измененное поведение или расстройство восприятия, о чем свидетельствует, по меньшей мере, один из следующих признаков:
  1. эйфория и расторможенность;
  2. тревога или ажитация;
  3. подозрительность или параноидное мышление;
  4. ощущение замедления времени и/или переживания ускоренного течения мыслей;
  5. снижение способности здраво рассуждать и критически оценивать свои поступки;
  6. нарушение внимания;
  7. изменение быстроты реакций;
  8. слуховые, зрительные или тактильные иллюзии;
  9. галлюцинации при сохранности ориентировки;
  10. деперсонализация;
  11. дереализация;
  12. нарушение повседневной деятельности личности.

А также присутствует, по меньшей мере, один из следующих признаков вегетативных расстройств:
  1. усиление аппетита;
  2. сухость во рту;
  3. инъецированность склер;
  4. тахикардия;
  5. расширение зрачков.

При значительной передозировке препарата, которая чаще встречается у начинающих или у примитивных личностей, может развиться оглушение, которое иногда переходит в сопор или кому. Зрачки при этом расширены и не реагируют на свет. Характерны тремор, лабильность артериального давления (повышение при сопоре и снижение при нарастании комы). Феноменологично клинические проявления при остром отравлении гашишем напоминают отравление атропином.
Эпизодическое курение препаратов конопли без формирования синдрома зависимости может быть достаточно длительным, даже на протяжении всей жизни, с учетом национальных традиций.
Систематический прием каннабиоидов в высоких и средних дозах может привести к вредным последствиям (F12.1): хроническое утомление и летаргия, хроническая тошнота и рвота, головные боли, раздражительность. Наблюдаются частые респираторные расстройства, ослабление глазных реакций, импотенция и бесплодие. Как правило, присутствуют панические и суицидальные эпизоды, депрессии, наблюдается социальная изоляция и ухудшение кратковременной памяти с дальнейшим прекращением активной деятельности.
Признаки синдрома зависимости (F12.2), его психический компонент, формируется при ежедневном курении гашиша уже в течение 1-2 месяцев. При отсутствии наркотика развивается вялость, сонливость, снижается настроение, отмечается желание покурить с целью устранения указанных проявлений. Клинические проявления физического компонента формируются в течение
  1. 3 лет. Состояние отмены каннабиоидов (F12.3) недостаточно очерченный синдром, для которого МКБ-10 не установлены определенные диагностические критерии, развивается после длительного употребления каннабиоидов в высоких дозах По разным сообщениям, его продолжительность составляет от нескольких часов до семи дней. Абстинентный синдром в первые несколько дней переносится легко, но затем у больных нарастает чувство внутреннего напряжения, тревоги, раздражительности, характерна лабильность аффекта на общем депримированном фоне, вегетативные нарушения («игра вазомоторов»), упорная бессонница. Симптомы и признаки включают: озноб, тремор вытянутых рук, потливость и мышечные боли, фотофобии, анорексию. Такое состояние иногда перерастает в компульсивное влечение, а завершается длительной астенией с дистимическим фоном настроения.

При передозировке или повышенной чувствительности к препаратам может развиться психотическое расстройство (F12.5), сопровождающееся многообразными симптомами в виде галлюцинаторных картин, с включением слуховых и зрительных галлюцинаций, полным набором шизофреноподобных состояний с симптомами открытости мысли, агрессивностью. Тератогенное действие каннабиоидов предполагается, однако точно не известно, поскольку этот комплекс психопатологических проявлений частично соответствует критериям токсически обусловленных органических психозов, а частично клинике манифестного периода шизофрении (делирий, делириозно-онероидный синдром, сумеречное состояние сознания, острый параноид идр.). Наиболее часто тяжелые шизофреноподобные психотические расстройства возникают в результате потребления жареных («кашка» — жарг.) или заваренных на молоке («молочко» — жарг.) соцветий конопли уже в инициальном периоде (подростковый возраст). Указанные шизофреноподобные состояния приобретают хроническую форму течения с последующим развитием клинических проявлений деменции и утратой когнитивных функций. Систематический многолетний прием препаратов конопли приводит к медленно прогрессирующим нарушениям познавательных функций, общей и особенно психической астенизации. Наблюдается снижение способности к волевым действиям, больные утрачивают интерес не только к учебе и трудовой деятельности, но и к занятиям, ранее доставлявшим им интерес, а иногда даже к наркотикам, становятся холодны к близким, неряшливы, подолгу залеживаются в постели; масса тела часто увеличивается. За рубежом эти расстройства получили название «амотивационный синдром». При прекращении наркотизации и адекватном лечении эти расстройства частично обратимы. Из соматических осложнений обращают на себя внимание физическая дистрофия, сердечная, печеночная, почечная недостаточность, ретинопатия.
Амнестические нарушения (F12.6) характеризуются фиксационными амнестическими расстройствами и отвечают диагностическим критериями (Flx.6) На отдаленных этапах, после хронического употребления опиатов, может развиться резиду
альное состояние и психотическое расстройство с поздним отсроченным дебютом (F12.7) характеризующееся «амотивационным синдромом». Эти пациенты становятся пассивными, вялыми, замкнутыми, отгороженными, с пассивным вниманием и сниженной памятью. Наблюдаются эпизоды галлюцинаторных и шизофрено- подобных психозов с деперсонализацией, утратой интуиции и когнитивными нарушениями.