Является одним из вариантов острого психотического состояния, в генезе которого, кроме острой алкогольной интоксикации, важную роль играют многочисленные дополнительные факторы и вредности. По данным ВОЗ, довольно редко встречающееся состояние. Причиной развития данного расстройства служит не столько алкогольная интоксикация, сколько своеобразная реакция организма на алкоголь. В DSM-IY термин «алкогольная идиосинкразическая интоксикация» применяется к выраженным изменениям в поведении: агрессивным действиям илоступкам, не характерным для данного индивидуума, возникающим после употребления незначительной дозы алкоголя, недостаточной, чтобы вызнать интоксикацию у большинства людей. Ранее указанное состояние
определялось как «патологическое опьянение» или «mania a potu», характеризующееся взрывным характером приступов агрессии.
Этот синдром напоминает парадоксальное реагирование на прием барбитуратов или бензодиазепинов, а также некоторые эпилептиформные синдромы. В основе патологического реагирования на даже незначительные дозы алкоголя могут лежать перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы и энцефалиты В отношении данной категории МКБ-10 предлагает следующие временные исследовательские диагностические требования:
- Удовлетворяются общие критерии для диагностики острой интоксикации (Fix. 0) при условии, что патологическое опьянение развивается после приема алкоголя в количестве, недостаточном для того, чтобы вызвать интоксикацию у большинства людей.
- Наблюдаемая агрессивность, выраженная в словесной форме или проявляющаяся в актах физического насилия, причем подобное поведение является нетипичным для конкретного лица, находящегося в трезвом состоянии.
- Опьянение развивается очень быстро, в течение нескольких минут после приема алкоголя или в пределах до 1-2 часа, не более.
- Отсутствуют данные, указывающие на органическое церебральное заболевание, нарушение функции почек, печени или другие расстройства.
* Обычно после кратковременного состояния острого возбуждения у больного развивается глубокий сон, после которого у него отмечается полная амнезия (или отрывочные воспоминания) перенесенного. Трудность вычленения патологического опьянения из ряда вариантов простого опьянения, развивающегося на патологически отягощенной почве, прежде всего, связана с социальной значимостью этих состояний. Следует отметить, что до настоящего времени в психиатрии не выделялись какие-либо психотические состояния, сопровождающиеся только антисоциальными действиями. К предрасполагающим факторам относится недостаточно известный в настоящем времени диспозиционный фактор и/или мозговое повреждение (травматическое или алкогольно-токсическое воздействие).
Концентрация алкоголя в крови при патологическом опьянении должна быть ниже уровня, при котором обычно возникает острая интоксикация у большинства людей, т.е. менее 40мг на 100 мл. Как правило, патологическое опьянение возникает при определенном состоянии организма, обусловленном сочетанием таких факторов, как переутомление, астения, бессонница, инфекционные заболевания и др. При патологическом опьянении на фоне резкого возбуждения возможны аффективные разряды и насильственные действия, после чего, в большинстве случаев, наступает терминальный сон, с последующей парциальной или тотальной амнезией.
В 10-м пересмотре МКБ расстройство по типу «патологического опьянения» в виде сумеречного или острого параноидного состояния совсем не выделяется. Однако ранее все подобные состояния принято было относить к осложненному простому опьянению и к другим вариантам экзогенно-органических психозов. Когда на фоне сумеречного расстройства сознания возникает резкое аффективное возбуждение, сопровождающееся тревогой, растерянностью и страхом, окружающая больного действительность приобретает угрожающий характер. Его реакции на внешние раздражители приобретают защитный характер и носят направленный характер, связанный с мобилизацией всех жизненных ресурсов организма на эти цели. Поэтому действия субъекта, чаще всего, носят неожиданный, агрессивный, противоправный характер
Экстремальные условия мобилизации сменяются истощением функциональных систем в виде внезапно и неожиданно наступающего сна. Наличие органической составляющей патологического опьянения во многом определяет характер и особенности клинических проявлений этого состояния. В одних случаях это эпилептоидный вариант патологического опьянения с разрушительными действиями, в других— галлюцинаторно-параноидные или параноидные расстройства, протекающие на фоне сумеречного расстройства сознания. Таким образом, по существу рассматриваемого вопроса, патологическое опьянение является тран- зиторным психотическим состоянием, а в синдромологическом аспекте — сумеречным расстройством сознания
Эпилептоидный вариант патологического опьянения подробно описан в гл. 1, раздел 5.2. «Судорожный синдром вследствие употребления ПАВ».
Параноидная (галлюцинаторно-параноидная) форма патологического опьянения является сумеречным расстройством
сознания, которое характеризуется остро возникшими бредовыми переживаниями, потерей контакта с реальной действительностью, протекающих на фоне психомоторного возбуждения с явлениями аффекта страха, гнева, совершением неосознанных стереотипных и импульсивных двигательных разрядов.
Лица находящиеся в сумеречном расстройстве сознания такого типа, совершают сложноповеденческие действия, отвечающие по характеру содержанию болезненных переживаний, вступая в контакты с окружающими людьми (сообщают об опасности, преследовании, угрозах и пр.), внешне производят впечатление адекватно ориентированных в обстановке людей. Однако анализ характера задаваемых вопросов, речевой продукции (лаконичная, четкая, отрывочная, в виде отдельных слов и фраз, носящих характер приказаний или угроз), поведенческих реакций и совершаемых действий позволяют оценить искаженно воспринимаемую ими действительность.
Отграничение параноидной формы патологического опьянения от внешне сходного с ним простого алкогольного опьянения происходит на констатации острого, внезапного начала и окончания психомоторного и аффективного возбуждения с наличием характерных признаков в виде страха, гнева, «автоматизированного» поведения, двигательных реакций, протекающих на фоне глубокого изменения сознания и патологических эффектов. Речевой контакт, в данном случае, является отражением бредовых идей, обманов восприятия, переживаемых больным.
В отличие от сумеречного расстройства сознания, при псев- допараноидном варианте простого алкогольного опьянения, двигательное и аффективное возбуждение всегда возникает под влиянием объективных переживаний. Высказывания такими лицами произносятся в виде брани, приказания, негодования, смысл их не отражает болезненных переживаний. Слова и фразы, напоминающие бредовые высказывания, как правило, произносятся на высоте аффективного и двигательного возбуждения, непосредственной ссоры или агрессивных деяний. С уменьшением интенсивности двигательного возбуждения они исчезают и сменяются нормальным речевым контактом.
Параноидную форму патологического опьянения необходимо дифференцировать с клиническими проявлениями абортивных скоротечных алкогольных психозов (делирий, галлюциноз, пара- ноид), возникающих в динамике острого опьянения. Нетипичными для патологического опьянения являются симптомы в виде множественных подвижных галлюцинаций на фоне характерно измененного, но все же ясного сознания, своеобразного расстройства настроения (сочетание эйфории с тревогой) и специфических соматических расстройств.
Клинические проявления патологического опьянения имеют внешнее сходство с симптомами характерными для патологического просоночного состояния («опьянение сном») возникающего после простого алкогольного опьянения, в основном у лиц с органической патологией. Опьянение сном характеризуется глубоким расстройством сознания, кратковременностью, очер- ченностью начала и конца приступа, совершением жестоких, агрессивных импульсивных действий с последующим переходом в сон. Болезненные переживания в просоночном состоянии носят характер сновидений, с последующим отображением их в реальной действительности. В таком состоянии больные выглядят отрешенными от внешнего мира, происходящие события не привлекают их внимания, реальные события преломляются сквозь призму болезненных сновидений. Субъект в просоночном состоянии не способен к общению, речевой контакт отсутствует, в процессе совершения общественно опасного деяния он лишь формально воспринимает элементы окружающей обстановки. Выход из этого состояния характеризуется амнезией содеянного, даже если при этом был совершен ряд сложноподчиненных действий.
Констатация патологического просоночного состояния осуществляется с учетом выяснения обстановки, обстоятельств и условий, на которых оно возникло и протекало. Важным является сбор данных о способе реализации болезненных переживаний, специфике содеянного, особенностях последующего поведения, а также о характере сна и ряда других причин, способствующих возникновению этого феномена.
В процессе многократных и систематически повторяющихся эпизодов острой алкогольной интоксикации могут сформироваться такие клинико-психопатологические проявления хронического алкоголизма, как патологическое влечение к алкоголю (синдром зависимости), абстинентный синдром («состояние отмены») и алкогольная деградация личности («амнестический синдром» и «резидуальное психическое расстройство с поздним отсроченным дебютом»).