Еще на первой презентации я предлагаю сделать очень простой, но крайне важный поступок: освободить свои глаза от очков. Не все готовы сделать это сразу. Приходится убеждать, что со стула человек не упадет, а глазам даст самую настоящую свободу от оков хоть на несколько минут.

Как, вы думаете, будут реагировать ваши глаза, если вы, говоря им комплименты и твердя позитивные установки, будете мучить их костылями? Правильно, глаза среагируют на это деяние как на предательство и обман. И не стоит защищаться оправданиями, что вы еще пока не прозрели и потому не можете без них выйти на улицу, читать, общаться, хорошо слышать и даже соображать...

Все эти ощущения хорошо знакомы каждому «очкарику» , пока он находится в тисках своей ложной зависимости. Уверяю, зависимость эта преимущественно психологическая и очень быстро исчезает. Главное — изменить отношение к проблеме и начинать свой путь освобождения от стеклянных оков постепенно, в соответствии со своими возможностями.

Начните с малого: не хватайтесь за очки сразу после пробуждения. Попробуйте без них добраться до ванной комнаты, кухни, туалета и проделать все свои утренние процедуры без оптических костылей. Думаю, что в привычных условиях собственной квартиры вам ничего серьезного не угрожает. По крайней мере, за все годы моей практики еще не было случая, чтобы после этой рекомендации даже очень близорукие люди пожаловались на то, что не смогли толком умыться и почистить зубы. Никто еще не ткнул себе зубной щеткой в глаз, не сел, простите, мимо унитаза и не залил чай в ухо вместо рта...

Большинству не только удается умыться, позавтракать и собраться без очков, но и благополучно добраться до остановки, доехать до работы и даже там обойтись без очков несколько часов, а порой и весь день. Если невозможно дойти без помощи «очковых костылей» до остановки, можно снять их, зайдя в транспорт. Можно также стоять без очков в очереди, можно гулять без привычных сооружений на носу с собакой по знакомым скверам и дворикам. И, уж конечно, нет смысла болтать в очках по телефону или сидеть в них за обеденным столом.

То же самое касается дальнозорких: им нужно строго контролировать свои отношения с очками и снимать их сразу же после чтения, письма или другой зрительной работы, которую пока невозможно выполнить без очков. Стоит только забыться и оставить «стеклянных убийц» на носу, как они быстренько лишат вас нормального зрения вдаль, вполне нормального до ношения очков.

Я знаю множество людей, которые уже после недельного пользования очками переставали читать без очков даже крупный текст, хотя до этого глаза как-то справлялись с ним. А через несколько лет постоянного ношения плюсовых очков дальнозоркие люди зачастую обзаводятся второй парой очков. Более сильные очки они используют для чтения, а другие, на пару диоптрий слабее, — для дали. Эта типичная ситуация — ярчайшее подтверждение того факта, что очки не только ухудшают и так ослабленную возможность читать вблизи, но и выключают вполне здоровую способность глаз видеть вдаль.

Только не нужно совершать подвиги и ставить рекорды! Просто не пользуйтесь очками, пока не почувствуете дискомфорт. Хотя я знаю уникальные случаи, когда люди сразу и навсегда снимали очки 10-12, даже 14 диоптрий. Например, одна из моих коллег, Н. Ф. Павлова из Владимира, рассказала мне такую историю о себе.

Я с детства помню себя в очках, а с возрастом настолько стала зависеть от них, что не расставалась с этими костылями даже ночью: клала их под подушку и, вставая к детям или в туалет, прежде всего нашаривала рукой очки и нацепляла их на нос. Я и очки представляли собой единый монолит в течение 40 лет!

Когда я приехала на курсы по улучшению зрения к Игорю Николаевичу Афонину в Череповец, он категорически заявил: всем слушателям немедленно снять и выбросить свои очки.

— Как же так, — возмутилась я, — ведь у меня минус 14 диоптрий! И оправа новая, дорогая, только что купленная...

— Снять и выбросить! — непреклонно повторил Игорь Николаевич.

Что делать, послушалась учителя, сняла очки. Тогда я и не предполагала, что снимаю их сразу и навсегда!

Что характерно: когда вернулась через 10 дней во Владимир и стала переходить широкую улицу, вдруг обнаружила, что на дороге вполне различаю не просто серую массу машин, а вижу, двигаются они или стоят, могу даже определить, грузовик это или легковой автомобиль. С тех пор вот уже более 10 лет я свободно обхожусь без очков!

Конечно, это уникальный случай, объяснимый во многом тем, что речь идет о подготовленном человеке. За несколько лет до этого случая Нина Федоровна прослушала мой курс по избавлению от лишнего веса и организации правильного питания. И после этого не просто вела здоровый образ жизни, но даже сама проводила курсы по оздоровлению и освобождению от вредных привычек по методу Шичко.

Сыграла свою роль в этой ситуации и непреклонность моего коллеги и учителя И. Н. Афонина. Как ученик и последователь доктора Бейтса, он убежден, что ношение очков и процесс самостоятельного восстановления зрения несовместимы.

Я лично более либеральна по отношению к своим слушателям и не заставляю их резко снимать очки при больших диоптриях или сильном дискомфорте и напряжении, возникающем вследствие этого у человека. Я сторонница более мягкого подхода, разработанного одной из первых последователей Бейтса — Маргарет Корбетт. Она считала, что при сильных степенях аномалии рефракции отвыкать от очков нужно постепенно, чтобы не было необходимости напрягать глаза, пока они не овладели навыками зрения без напряжения.

Без всякого давления с моей стороны слушатели спонтанно обнаруживают способность видеть без очков даже при очень слабом зрении. Например, в процессе занятий одна из слушательниц, учительница младших классов Наташа, рассказала очень показательную историю.

Гляжу я как-то телевизор и радуюсь: как все четко вижу. Потом по привычке поправляю дужку очков на переносице — и с удивлением обнаруживаю их отсутствие на лице! Это при моих-то восьми минусах! Характерно, что изображение на экране тут же померкло...

Аналогичные истории — не такая уж редкость, как при серьезных степенях близорукости, так и в ситуации дальнозоркости. Помню, в Нижнем Новгороде занималась в группе женщина, которая очень скептически воспринимала все рекомендации и была единственной, кто не получил каких-либо заметных улучшений. И вот на одной из встреч с бывшими учениками она рассказала о себе следующее.

Как-то после курсов приносят мне очередную пенсию и дают ведомость для росписи, по привычке держа палец на строчке с моей фамилией. А я и сама все вижу! «Может, — спрашиваю, — мне другую ведомость принесли?» «Да нет, — отвечают, — вот же ваши прежние росписи стоят...»

Я прямо глазам своим не поверила, подумала, что случайно это произошло. А недавно взяла в руки газету и, забывшись, стала читать ее без очков. Тут уж я обрадовалась, позвонила скорей подруге, похвасталась ей. И поверила в ваш метод окончательно!