БЛОКАТОРЫ МЕДЛЕННЫХ КАЛЬЦИЕВЫХ КАНАЛОВ

  В группу блокаторов медленных кальциевых каналов включают препараты, отличающиеся по химическим свойствам, а также по фармакокинетике и фармакодинамике, но объединенные одним свойством: они препятствуют поступлению кальция в клетку, тем самым приводя к расслаблению мышечной стенки как периферических, так и венечных сосудов, что в свою очередь приводит к вазодилатации. Все эти препараты эффективны при лечении стенокардии [214, 226, 227]. Блокаторы медленных кальциевых каналов подразделяются на 2 основных класса: производные недигидропиридинового ряда (например, верапамил и дилтиазем) и производные дигидропиридина (например, нифедипин и амлодипин). Производные недигидропиридинового ряда, или блокаторы медленных кальциевых каналов, снижающих ЧСС, уменьшают контрактильность миокарда, ЧСС и проводимость по АВ-узлу. Производные дигидропиридина также могут вызывать эти эффекты, но при этом одновременно происходит активация симпатической нервной системы с последующим временным увеличением ЧСС. Использование блокаторов медленных кальциевых каналов пролонгированного действия (например, амлодипин) или специальных пролонгированных форм препаратов короткого действия (например, нифедипин, фелодипин, верапамил или дилтиазем) считают предпочтительным для уменьшения колебаний концентрации в плазме и изменений сердечно-сосудистых эффектов. Побочные эффекты также зависят от дозировки препарата и в основном связаны с ответным расширением сосудистого русла (к ним относятся головная боль, гиперемия и отечность голеней и стоп); эти побочные эффекты наиболее выражены у производных дигидропиридина. Верапамил и дилтиазем могут привести к запору.
По своим антиангинальным и противоишемическим эффектам блокаторы медленных кальциевых каналов похожи на p-адреноблокаторы. Производные дигидропиридина наиболее сочетаемы в комбинации с p-адреноблокаторами, которые купируют рефлекторную активацию симпатической нервной системы. Недигидропиридиновые блокаторы медленных кальциевых каналов могут привести к нарушению проводимости у пациентов, получающих терапию р-адреноблокаторами. Все блокаторы медленных кальциевых каналов могут ухудшать течение СН. Попытки использовать производные дигидропиридина в качестве сосудорасширяющей терапии СН не увенчались успехом.
Среди побочных эффектов наиболее часто возникают периферические отеки голеней, что наиболее характерно для производных дигидропиридина. Дилтиазем может привести к брадикардии, верапамил - к запору и гиперемии, что в свою очередь может привести к ухудшению контрактильности миокарда. Из-за этого необходимо быть осторожным при комбинации с р- адреноблокаторами.
В заключение необходимо отметить, что блокаторы медленных кальциевых каналов являются препаратами выбора при лечении стенокардии и их можно добавлять к p-адреноблокаторам у больных, у которых не получается достичь оптимального симптоматического эффекта от приема только p-адреноблокаторов [102]. При комбинации недигидропиридиновых блокаторов медленных кальциевых каналов и p-адреноблокаторов необходим тщательный мониторинг, так как может возникнуть чрезмерная брадикардия, что не встречается при комбинации p-адреноблокаторов с производными дигидропиридина.

Источник: Кэмм А. Джон, Люшер Томас Ф., Серруис П.В., «Болезни сердца и сосудов.Часть 4 (Главы 16-19)» 2011

А так же в разделе «  БЛОКАТОРЫ МЕДЛЕННЫХ КАЛЬЦИЕВЫХ КАНАЛОВ »