Многочисленные исследования в космических полетах и при наземном моделировании в условиях антиортостатической гипокинезии (АНОГ) показали, что гравитационный фактор играет ключевую роль в перестройке многих физиологических систем организма, в том числе, водно-солевого гомеостаза и состояния гидратации (Газенко и др., 1997; Носков, 2000; Leaeh-Huntoon et al., 1998). Для изучения динамики объемов жидкости в организме

Рис. 5.21. Бортовой импедансный анализатор СПРУТ


космонавтов и испытателей был разработан портативный бортовой двучастотный тетраполярный биоимпедансный анализатор СПРУТ (рис. 5.21), прототипом которого является прибор АВС-01 “Медасс” (Носков и др., 2007а).
В работе В.Б. Носкова и соавт. (2006) приведены результаты сравнительного анализа изменений состава тела российского космонавта в условиях непродолжительного полета с данными наземного эксперимента в условиях антиортостатической гипокинезии. Биоимпедансные измерения космонавта выполнялись непосредственно до полета, на 7-е сутки космической экспедиции, а также на 1-е и 6-е послеполетные сутки. Каждый раз обследование проводилось натощак в утренние часы. Во время измерения в ходе полета космонавт находился в состоянии физического покоя и в положении свободного парения (рис. 5.22). При обследовании до и после полета регистрация импеданса осуществлялась в стандартном положении лежа на спине. Методика и набор аксессуаров бортового анализатора адаптированы для самостоятельного проведения космонавтом биоимпедансного исследования.
Одновременно с бортовыми исследованиями проводился наземный эксперимент с 7-суточной АНОГ, в котором участвовали 6

Рис. 5.22. Положение космонавта во время биоимпедансного исследования


здоровых мужчин. Испытатели находились на постельном режиме с опущенным под углом 8° головным концом кровати. Выполнение измерений с использованием импедансометра СПРУТ не вызывало трудностей ни у космонавта, ни у испытателей.
Результаты исследования состояния гидратации и состава тела в ходе эксперимента и в условиях невесомости показали, что объем воды в организме (ОВО), содержание внеклеточной (ВКЖ) и клеточной жидкости (КЖ) как во время космического полета, так и в условиях АНОГ снижались на 5,6-6,5% по сравнению с фоновыми значениями. Причем, уменьшение объемов различных жидкостных секторов организма происходило равномерно. Тощая масса тела на 7-е сутки полета незначительно уменьшилась, а количество жира в теле превысило дополетный уровень. У всех шести испытателей наблюдались однонаправленные изменения — тощая масса тела у всех участников эксперимента также снижалась, а жировая составляющая массы тела, наоборот, увеличивалась.
Таким образом, направленность и величина изменений гидратации и состава тела во время непродолжительного космического   полета и в условиях АНОГ были практически идентичны.