Рентгенографические методы оценки гидратации головного мозга не могут быть использованы в мониторном режиме, а используемое в настоящее время измерение внутричерепного давления для диагностики отека головного мозга, относится к инвазивным методам и не исключает риск гнойно-воспалительных осложнений.
Для оценки гидратации тканей головного мозга в работе
Э.Ф. Билаловой (2008) использовался анализатор АВС-01 “Ме- дасс” с программой 6-частотного анализа АВС01-0212. Стандартные концентрические электроды для реоэнцефалографии фиксировались на лбу и основании черепа. Измерения проводились в положении лежа на спине. Контрольную группу составили 78 студентов-добровольцев 20-24 лет без указаний на черепномозговую травму в анамнезе. Значения импеданса измеряли на частотах 5-500 кГц. Вычисляли коэффициент гидратации как отношение импедансов тканей на частотах 5 и 20 кГц для характеристики интерстициального пространства мозга, на частотах 50 и 500 кГц — для оценки внутриклеточного пространства, и на частотах 5 и 500 кГц — для оценки общей гидратации головного мозга. Значения коэффициентов составляли: 1,89 ± 0,11 — для интерстициального пространства; 1,33 ± 0,09 — для внутриклеточного пространства; 2,8 ± 0,12 — для общей воды в мозге. Корреляционный анализ показал наличие связи между балльной оценкой отека мозга по КТ и коэффициентом гидратации (рис. 6.14). Это

Рис. 6.14. Соотношение балльной оценки отека мозга по данным компьютерной томографии и коэффициента гидратации


подтверждает объективность и правильность оценки гидратации мозга методом биоимпедансометрии.
У 28 больных с черепно-мозговой травмой и комой различной степени тяжести (ШКГ 4-7 баллов) коэффициент интерстициальной гидратации был снижен до 1,22 ± 0,14 ( lt; 0,05), что отражает увеличение объема интерстициальной жидкости. Данные компьютерной томографии свидетельствовали о наличии отека мозга различной выраженности (12-19 баллов).
Больным осуществлялось одновременное исследование мозгового кровотока биоимпедансным методом на аппарате РПКА2-01 (НТЦ Медасс) с использованием компьютерной программы “Корона” и потребления кислорода мозгом по артерио-югулярной разнице содержания кислорода (оценка газообмена проводилась на стороне повреждения).
У всех обследованных больных методом биоимпедансометрии исходно была выявлена значимая (по сравнению с контрольной группой) гипергидратация интерстициального пространства на фоне повышенного содержания общей жидкости мозга, а у части больных отмечалась внутриклеточная гипергидратация мозга. Церебральная гемодинамика исходно характеризовалась наличием тотального умеренного вазоспазма и венозной гиперемией мозга в результате затруднения венозного оттока из полости черепа.
Исследования влияния гипервентиляции на гидратацию головного мозга показали, что имели место два различных варианта изменений (рис. 6.15). У 17 больных произошло достоверное увеличение коэффициента гидратации интерстиция (с 1,04 до 1,30), что соответствовало уменьшению интерстициального отека мозга.

Рис. 6.15. Дегидратирующее (а) и гипергидратирующее (б) влияние гипервентиляции у Больных с черепно-мозговой травмой. Группа столбцов слева показывает значения до, а справа — после процедуры гипервентиляции. Белый цвет соответствует показателю ИЖ, серый — КЖ, черный — общему объему жидкости головного мозга


Содержание общей воды в этой группе Больных также снижалось: коэффициент гидратации увеличился с 1,24 до 1,4 (рис. 6.15,а). В другой группе Больных (п = 11) происходило увеличение гидратации мозга: объем интерстициальной жидкости увеличился, при этом коэффициент гидратации изменился с 1,4 до 1,13. Общий объем воды в мозге также увеличился: соответствующий коэффициент гидратации снизился с 1,82 до 1,46 (рис. 6.15,б).
Снижение коэффициента интерстициальной гидратации по сравнению с периодом нормовентиляции расценивалось как усугубление отека мозга. Повышение коэффициента расценивалось как снижение количества воды в интерстиции. При увеличении коэффициента гидратации и снижении отека головного мозга потребление кислорода мозгом возрастало. И наоборот, при уменьшении коэффициента гидратации потребление кислорода снижалось, что расценивалось как нарастание отека. Параллельное исследование мозгового кровотока и гидратации показало, что выраженность отека мозга зависит от величины венозного оттока: чем более затруднен венозный отток, тем выраженнее гипергидратация мозга, особенно интерстициального пространства.
В указанной работе изучены особенности действия различных доз перфторана на мозговой кровоток, гидратацию головного мозга и его кислородное обеспечение (Билалова, 2008). Получено, что

Рис. 6.16. Влияние различных доз перфторана на динамику гидратации мозга у Больных с черепно-мозговой травмой. Белый цвет соответствует показателю ИЖ, серый — КЖ, черный — общему объему жидкости
головного мозга


независимо от дозы перфторан оказывает сосудорасширяющий эффект, сопровождающийся увеличением артериального притока и венозного оттока. Несмотря на положительный гемодинамический эффект, использование малых доз перфторана сопровождается снижением потребления кислорода, а дозы 5-6 мл/кг — увеличением потребления кислорода.
Независимо от дозы перфторана изменения гидратации мозга имеют двуфазный характер (рис. 6.16). Первая фаза (в течение первых двух часов после введения препарата) характеризуется дегидратацией, в особенности внутриклеточной, более выраженной при использовании малых доз препарата. Вторая фаза (через 6 ч) связана с перераспределением жидкости в водных секторах: на фоне продолжающейся общей и клеточной дегидратации мозга наблюдается увеличение объема интерстициальной жидкости.