Передаваемый с гемотрансфузиями ЦМВ проявляется у больных в виде осложнений, развивающихся, главным образом, в условиях первичного или вторичного иммунодефицита (Н.А. Фарбер, 1989).
ЦМВ принадлежит к семейству герпес-вирусов, вызывающих разные заболевания, протекающие в персистирующей или латентной форме.
После трансфузии ЦМВ-инфицированной крови или ее компонентов вирус может активизироваться и вызывать инфицированиие и/или заболевание у ЦМВ-отрицательного реципиента.
Особое значение в трансфузиологии приобретает латентная форма ЦМВ- инфекции, так как она может быть у доноров крови, в период беременности, иммуносупрессивной терапии, при трансплантации органов и тканей.
Большинство случаев инфицирования протекает бессимптомно, клинические проявления отсутствуют или слабо выражены.
Наряду с этим, у больных иммунодефицитом трансфузионнообусловлен- ная ЦМВ-инфекция сопровождается значительными клиническими проявлениями и смертностью в результате пневмонии, гепатита или гастроэнтерита.
Тяжелое течение заболевания и большая его распространенность имеет место особенно у онкогематологических больных, реципиентов костного мозга, недоношенных и новорожденных с низким весом.
Предрасполагающими факторами для развития ЦМВ-инфекции являются активная химио- или лучевая терапия, применение иммунодепрессантов. Именно
в этой связи у больных лейкозами ЦМВ-инфекция выявляется в 40% серологи-
ческими и морфологическими исследованиями (В.А. Мартынова и соавт., 1985).
ЦМВ-инфекция может протекать в виде реинфекции (серо-превращение больною из сероотрицательного в сероположительного) и реактивации (активация имеющейся у больного инфекции донорскими лейкоцитами).
Риск заражения ЦМВ-инфекцией наиболее низок при трансфузии плазмы.
Дозировка и число гемотрансфузий определяют риск ЦМВ-инфекции, которая прямо связана с числом перелитых инфицированных клеток.
Большинство исследователей считают, что трансфузионнообусловленное ЦМВ-инфицирование связано с лейкоцитами. Поэтому удаление лейкоцитов из трансфузионных сред путем отмывания, фильтрации или посредством их замораживания с последующим отмыванием значительно снижает риск инфицирования.
Поданным Benson et al. (1979), носителями инфекции могут быть 50% сероположительных доноров, причем инфицированность доноров различна в разных регионах. В.Н. Чеботкевич и К.М. Абдулкадыров (1995) считают, что частота серопозитивных цитомегаловирусных доноров в С.-Петербурге составляет 95%.
Для профилактики ЦМВ-инфекции при гемотрансфузиях главное, конечно, чтобы серонегативный больной получал только серонегативные трансфу- зионные среды. Однако на практике, в большинстве случаев, это невозможно, так как связано с дополнительными техническими трудностями, расходами и ограничением числа доноров.
Следует учитывать, что опасность заражения ЦМВ-инфекцией при гемо- трансфузионной терапии имеет место главным образом у больных с иммунодефицитом. ЦМВ-инфекция является одной из главных проблем при трансплантации костного мозга (ЦМВ-интерстициальные пневмонии, поражения желудочно-кишечного тракта, генерализованные инфекции). Поэтому для больных этой группы риска (онкогематологические больные, принимающие химио- или лучевую терапию, реципиенты костного мозга, новорожденные и другие) должны применяться трансфузионные среды от серонегативных доноров.
В случаях, когда это невозможно, следует использовать методы, снижающие опасность заражения — удаление лейкоцитов из эритроцитной массы и концентратов тромбоцитов путем их фильтрации, или повторного центрифугирования и отмывания, или замораживания. Bowden R. et al. (1989), Gilbert F. et al. (1989), Bowden R., Sayers M. (1990) сообщили об отсутствии осложнений посттрансфузионной ЦМВ-инфекции при использовании антилейкоцитарных фильтров и считают этот метод альтернативой к применению серо-негативных трансфузионных сред.