Данные о возможности возникновения трансфузионно-обусловленной иммуносупрессии появились в 1981 г., когда Gantt на основании схожести опухолевых антигенов и антигенов гистосовместимости высказал гипотезу о транс- фузионном воздействии на опухолевый процесс.
Burrows L. и Tartter Р. (1982) представили анализ 122 больных, оперированных по поводу опухолей толстой и прямой кишки и отметили статистически достоверные различия в повышенной (5-летней) выживаемости больных (84%) с удаленными опухолями, которым не производились гемотрансфузии в сравнении с более низкой выживаемостью больных (51%) с гемотрансфузиями.
Неблагоприятное иммуносупрессивное действие пред- и послеоперационных трансфузий на частоту метастазирования и смертность были также подтверждены и Blumbeig N. (1985), который на основе многолетнего клинического анализа считает, что трансфузия увеличивает в 4 раза риск метастазирования.
Аналогичнные данные были получены Foster R. (1985): 5-летний период выживания после резекции рака толстого кишечника отмечен в 68% среди 81 больного, не получавших гемотрансфузий, и в 51% среди 65 больных, которым трансфузии производились. Chung М. (1993) также подтверждает повышенный риск рецидива и смертельного исхода у больных с колоректальным раком, которым производились трансфузии аллогенной крови.
Наряду с этим, другие исследователи (Collins В., 1987; Francish, Judson,1987) высказали свои сомнения по поводу такого действия трансфузий, твердых доказательств которым нет, и связывают большую частоту метастазирования и снижения выживаемости после аналогичных операций с другими факторами (операционная травма, кровотечения из опухоли и др.). Таким образом, проблема не может считаться решенной и требует продолжения ретроспективных и контролируемых исследований.
Имеются также сведения (Tartter Р. et al., 1986) о неблагоприятном действии гемотрансфузий на частоту послеоперационных инфекционных осложнений у больных, оперированных по поводу рака толстого кишечника и прямой кишки: 25% из 69 больных, получавших трансфузии, имели такие осложнения, в то время как подобные осложнения были только у 7% из 99 больных, не получавших гемотрансфузии. Murhy и Petal (1991) провели сравнительное исследование послеоперационных инфекций у больных, получивших трансфузии аутологичной и аллогенной крови, и пришли к заключению об отрицательном влиянии последних на возникновение инфекционных осложнений. По мнению многих авторов, трансфузии оказывают иммуносупрессивный эффект и повышают чувствительность (предрасположенность) больных к инфекционным осложнениям. Вместе с тем Vamvakas Е. и Moore S. (1994), а также Bordin J. et al. (1994) не считают доказанным факт связи послеоперационных инфекционных осложнений с трансфузиями аллогенной крови.
Adlers S. et al. (1985) указывают на способность гемотрансфузий снижать резистентность больных к латентным вирусам и инфекциям. Имеются публикации о более быстром прогрессировании заболевания, сниженной выживаемости и повышенной частоте цитомегаловирусной, бактериальной инфекции и смертности у HIV-инфицированных и больных СПИДом, которым производились гемотрансфузии (Sloand Е. et al., 1994). Busch и Metal (1992) объясняют активацию латентных вирусов лейкоцитами, присутствующими в компонентах крови, которые стимулируют репликацию и распространение HIV в лимфоцитах in vitro.
Приведенные выше данные, хотя и не подтвердившиеся на большом клиническом материале, настораживают и являются дополнительным свидетельством возможного отрицательного иммуносупрессивного эффекта действия гемотрансфузий, которое также должно обратить внимание врачей на необходимость ограничения их использования и только при наличии определенных, прямых показаний.