Физически каждый человек может выработать у себя биообратную связь. Нужно лишь преодолеть психологические препятствия.
Всех больных можно разделить на две группы: одни легко вырабатывают расслабление, другие - с трудом.
Первую группу мы называем скрытными. Эти люди верят, что лишь сами могут преодолеть то, что с ними происходит. Они самоуверенны, самопобуждающи. Этот момент очень важен для тренировки биообрат- ной связью. Мы ничего вам не говорим. При рассмотрении программы вы не встретили ни единого случая, когда инструктор побуждал вас расслабиться. Все это проделывает сам пациент. Если у него не появятся желание и дисциплинированность, которые позволяют ему выкроить время и уйти от всего, чтобы заняться упражнениями, то пациент не выработает у себя нужного навыка. Его выработает лишь тот, кто этого сильно желает.
Группа „неудачников” - нытики. Они думают, что против них - весь мир. На них сваливаются трагедии. Их измучили боли головы, шеи, усталость. Доктора залечили их. Эти люди начинают курс биообратной связи с тем же чувством, с каким идут к хирургу или хиропрактику. Они хотят, чтобы это сделали за них, чтобы их заставили расслабиться. Такие пациенты считают, что снять напряжение с их мышц может монитор или инструктор. А вы, прочитав предыдущие главы, уже поняли, что это не так.
Эти люди будут проходить курс за курсом и жаловаться, что никакого улучшения не происходит. Пациент начинает нервничать, думать, что врач понапрасну обнадеживает его. Как ни жаль, но навык расслабления у такого пациента не появится, если он не совершит психологического шага к самоконтролю.
И наконец - пациент, страдающий неврозом. Он даже как-то упивается своим хроническим расстройством. Ясно одно - если человек не хочет научиться искусству расслабления, он ему не научится.
Наконец, перейдем к проблеме возраста. Как ни грустно, но чем вы старше, тем труднее вам будет научиться биообратной связи. Ваши привычки с годами укореняются все сильнее. Куда легче убедить 16-летнего юнца в чем-либо, чем втолковать это 45-летнему служащему.
Допустим, мы попросили служащего пронаблюдать не за одной, а за двумя парами мышц. На следующем занятии пациент скорее всего скажет: „Ух, и тяжелая же неделя выпала! Так трудно следить за одной парой мышц, а за двумя...” Как будто мы не говорили ему: „Ни за чем не следите, просто отмечайте свои впечатления”. Тренировки таким людям могут принести вред, а не пользу, если они будут уверены в том, что не смогут расслабиться.