Сведения о смещении челюсти как главной причине хронической боли перенапряженных мышц, вероятно, новы для вас. Если вы услышите, какое влияние это оказало на многих больных и как они нашли облегчение, то поймете, насколько распространены проявления ВЧС-синд- рома. Привожу рассказы трех больных, которые избавились от хронической боли.
Бани: „Моя история несколько странная, потому что я повторил одну и ту же ошибку. Около трех лет назад у меня было страшное воспаление ушей, которое началось в левом ухе, перешло на правое и распространилось на пазухи. С этого времени они стали очень восприимчивы к инфекции. Я лечился у врача от болей шеи и спины, мучивших меня годами. Итак, будучи в целом здоровым человеком, я страдал от этих двух хронических заболеваний. Затем, как раз после того, как воспаление ушей пошло на убыль, у меня начались необычные головные боли. Раньше я неиспытывал ничего подобного. Боль опоясывала всю лобную часть, распространялась на челюстные суставы и щеки, а иногда и охватывала всю голову, уши и шею. Я не мог лежать ни в каком положении, невозможно было положить голову на подушку или даже прикоснуться к ней. Не получая никакого отдыха, я пытался спать сидя, но если наклонял голову назад, боль становилась невыносимой. Приходилось спать днем, потому что ночью спать не мог. Я был подавлен. Очень плохо чувствовал себя, пока вел машину, бывал в гостях или на обеде. Я едва мог говорить, потому что разговор усиливал боль.
Я не из тех, кто по каждому пустяку бежит к докторам, но начал посещать всех врачей, которые, по моему мнению, могли мне помочь. Консультировался с хиропрактиком, специалистами по заболеваниям уха, горла, носа, по аллергии. Иногда мне прописывали болеутоляющее, но никто не знал причины моих страданий. Врачи никак не могли их объяснить. Это угнетало меня. Каждый день шел к новому медику, тщетно надеясь, что он хотя бы скажет, что со мной. Больше всего угнетало, что никто ничего не знал, никто не мог сказать, что у меня не в порядке.
В конце концов хиропрактик направил меня к стоматологу, который специализировался на нарушениях челюстей. Мне никогда не приходило в голову, что причина моей болезни может крыться во рту. Но стоматолог, только взглянув на меня, сказал, что я болен ВЧС-синдромом. Мне поставили временное приспособление для исправления прикуса и смещения челюсти. Действительно, головные болй постепенно прошли, и я испытал значительное облегчение в шее и в спине. Это было около двух лет назад. В течение этого времени мое самочувствие было прекрасным. Я очень аккуратно носил приспособление, но вдруг головные боли возобновились, и снова я решил, что это, должно быть, воспаление пазух или аллергия. Итак, я начал ту же самую „медицинскую карусель”, и везде мне говорили, что с головой у меня нет ничего такого, что могло бы вызывать боль. Вместе с головными болями появились боли в шее и, в конце концов, прослушав бесчисленное число раз, что ни инфекции, ни какого-либо другого органического заболевания у меня нет, я подумал, что, может быть, испортилось приспособление для прикуса, поэтому пошел к стоматологу. Он нарастил мою пластинку. Уже на следующий день боли в шее, голове и ушах прошли. Это чудо. Это что-то невероятное”.
Мнцдред: „Мне 33 года, я работаю в общественной организации. Мучаюсь от боли спины с 17 лет. Не знаю, что явилось причиной первого приступа. Кажется, я делала какое-то упражнение вроде подъема ног и приседаний. Во всяком случае, однажды утром я встала, чтобы идти в ванную, и чуть не потеряла сознание от боли в спине. Я не могла ходить или сидеть. Это длилось пару недель, я полностью зависела от людей, которые должны были меня обслуживать. А я собиралась уезжать в колледж и жить вполне самостоятельно. Мы обратились к знакомому ортопеду. Он предписал мне оставаться в постели, пока боль не пройдет, и носить корсет. Затем предложил систему упражнений для укрепления мышц спины. Я уехала в колледж в корсете, это было ужасно, но носила его не особенно долго, так как он причинял больше неудобств, чем пользы. Боль, однако, действительно прошла, и в течение нескольких лет все было прекрасно. Периодически, при перенапряжении, спина давала о себе знать, но не в такой мере, как в первый раз. Что-то подобное случалось со мной не более двух или трех раз. Три года назад, прикрепляя вешалку для полотенец, я, очевидно, наклонилась вперед, и в мышцах спины мгновенно возник спазм. Пришлось несколько дней провести в постели. Когда я лежала неподвижно, боли проходили1. Итйк, от 20 до 30 лет я в основном лечила себя сама. Наконец решила, что мне необходимы упражнения для поддержания тела в хорошей форме. Сейчас я думаю, что упражнения, которые я делала, принесли мне- больше вреда, чем пользы. Я не считалась со своим состоянием и вела себя так, будто все было в порядке, надеясь, что таким образом укреплю свои мышцы и буду здорова. Год назад одно из упражнений, которое включало стойку на голове, вызвало ухудшение состояния. У меня начались боли в верхней части спины и шеи. В этих местах развивалось онемение. Иногда боль была тупой и ноющей, иногда резкой. Я не могла повернуть шею и была просто несчастной.
В конце концов я решила пойти к врачу. Он сказал, что курс лечения займет от девяти месяцев до года и будет включать тепловые процедуры, механотерапию и упражнения, что я должна буду приходить к нему 2-3 раза в неделю в течение года. Для меня это было непривычным, ибо я не хотела проводить свою жизнь в приемной врача. В конце концов я нашла хиропрактика, к которому нужно было ходить от 6 до 8 раз и который действительно помогал. Он сразу же сказал, что у меня ВЧС-синдром и, вероятно, придется вправить челюсть. После шести визитов наступило улучшение, но оно не было длительным, поэтому врач направил меня к ВЧС-специалисту. С тех пор как я начала это лечение, меня гораздо меньше мучает боль шеи и спины. Стало гораздо легче двигать шеей. Тренировки биообратной связью также оказали огромное влияние на отношение к проблемам повседневной жизни.
Конечно, я все еще испытываю дискомфорт. Мышцы шеи слишком напряжены, но благодаря упражнениям биообратной связи я могу обнаружить их и снять напряжение. Контролирую ситуацию.
Трудно сказать, как это отразилось на моей жизни. На память приходят некоторые случаи. Например, я играю на пианино. Обычно стоило мне поиграть 15 или 20 минут, как у меня возникала настолько острая боль в правой части спины, что приходилось ложиться на пол и делать специальные упражнения. Больше этой проблемы для меня не существует”.
' На наш взгляд, в данном примере болевой синдром в пояснице скорее всего обу- словлен трещинами межпозвонкового диска при его дегенеративно-дистрофическом поражении (остеохондроз). На этом фоне в дальнейшем мог возникнуть и ВЧС-синдром (прим. науч. ред.).
Шейла: „Мне 24 года, страдаю головными болями, начиная со старших классов школы. Трудно сказать, когда именно они начались. Я думала, это нормальное явление, поэтому никогда не обращала на боли внимания, полагала, что они возникают от вождения машины, длительного чтения или однообразного напряженного занятия. Моя работа в рекламном агентстве напряженная.
Головные боли особенно не мучили меня до неприятной истории с челюстью. Однажды я открыла рот слишком широко и выдвинула подбородок. На следующее утро разболелась челюсть, и я уже не могла широко раскрыть рот. Головные боли я не связывала с выдвинутым подбородком, но именно в то время они резко усилились. Меня мучило ужасное пощелкивание с одной стороны челюсти, когда я раскрывала или закрывала рот.
Я обратилась к стоматологу, который специализировался на заболеваниях челюсти, и он сказал мне, что мой недуг не только оттого, что я слишком широко открыла рот, но и от напряжения, прописал мне лекарства и сконструировал пластинку прикуса. Приспособление предназначалось для верхней части ротовой полости. Оно было у всех на виду и носить его было неудобно. Кроме того, и не особенно помогало. Пощелкивание не прекращалось, я по-прежнему испытывала затруднение, когда нужно было открыть рот, и страдала от головных болей. Лечилась на протяжении двух месяцев, а затем перешла к другому специалисту. Новый стоматолог объяснил мое недомогание смещением челюсти и рассказал, как будет его лечить. Объяснил, почему старое приспособление не давало эффекта, и сконструировал новое. Спросил: „У вас бывают головные боли?” Я ответила: „Да, а разве не все страдают ими?” Он сказал: „Нет, это потому, что у вас смещена челюсть. Я могу помочь вам”.
Я согласилась на лечение. Помню, как пришла к нему в первый раз и сказала: „У меня новая головная боль”. Она была очень сильной. Эти боли начинались у меня иногда по утрам. Но в тот период возникали в любое время дня. Он вставил новое приспособление в рот и сказал: „С этого дня я избавляю вас от головной боли”. Через 10 минут после того, как он вставил новое приспособление, головная боль прошла. И не возвращалась в течение шести месяцев. Это было поразительно. Пощелкивание тоже исчезло.
Сейчас моя челюсть в нормальном положении, не бывает головных болей, за исключением случаев, когда я действительно работаю слишком много. Просыпаться утром без головной боли и ложиться спать без нее, без лекарств - это чудесно”.
Бани: „Моя история несколько странная, потому что я повторил одну и ту же ошибку. Около трех лет назад у меня было страшное воспаление ушей, которое началось в левом ухе, перешло на правое и распространилось на пазухи. С этого времени они стали очень восприимчивы к инфекции. Я лечился у врача от болей шеи и спины, мучивших меня годами. Итак, будучи в целом здоровым человеком, я страдал от этих двух хронических заболеваний. Затем, как раз после того, как воспаление ушей пошло на убыль, у меня начались необычные головные боли. Раньше я неиспытывал ничего подобного. Боль опоясывала всю лобную часть, распространялась на челюстные суставы и щеки, а иногда и охватывала всю голову, уши и шею. Я не мог лежать ни в каком положении, невозможно было положить голову на подушку или даже прикоснуться к ней. Не получая никакого отдыха, я пытался спать сидя, но если наклонял голову назад, боль становилась невыносимой. Приходилось спать днем, потому что ночью спать не мог. Я был подавлен. Очень плохо чувствовал себя, пока вел машину, бывал в гостях или на обеде. Я едва мог говорить, потому что разговор усиливал боль.
Я не из тех, кто по каждому пустяку бежит к докторам, но начал посещать всех врачей, которые, по моему мнению, могли мне помочь. Консультировался с хиропрактиком, специалистами по заболеваниям уха, горла, носа, по аллергии. Иногда мне прописывали болеутоляющее, но никто не знал причины моих страданий. Врачи никак не могли их объяснить. Это угнетало меня. Каждый день шел к новому медику, тщетно надеясь, что он хотя бы скажет, что со мной. Больше всего угнетало, что никто ничего не знал, никто не мог сказать, что у меня не в порядке.
В конце концов хиропрактик направил меня к стоматологу, который специализировался на нарушениях челюстей. Мне никогда не приходило в голову, что причина моей болезни может крыться во рту. Но стоматолог, только взглянув на меня, сказал, что я болен ВЧС-синдромом. Мне поставили временное приспособление для исправления прикуса и смещения челюсти. Действительно, головные болй постепенно прошли, и я испытал значительное облегчение в шее и в спине. Это было около двух лет назад. В течение этого времени мое самочувствие было прекрасным. Я очень аккуратно носил приспособление, но вдруг головные боли возобновились, и снова я решил, что это, должно быть, воспаление пазух или аллергия. Итак, я начал ту же самую „медицинскую карусель”, и везде мне говорили, что с головой у меня нет ничего такого, что могло бы вызывать боль. Вместе с головными болями появились боли в шее и, в конце концов, прослушав бесчисленное число раз, что ни инфекции, ни какого-либо другого органического заболевания у меня нет, я подумал, что, может быть, испортилось приспособление для прикуса, поэтому пошел к стоматологу. Он нарастил мою пластинку. Уже на следующий день боли в шее, голове и ушах прошли. Это чудо. Это что-то невероятное”.
Мнцдред: „Мне 33 года, я работаю в общественной организации. Мучаюсь от боли спины с 17 лет. Не знаю, что явилось причиной первого приступа. Кажется, я делала какое-то упражнение вроде подъема ног и приседаний. Во всяком случае, однажды утром я встала, чтобы идти в ванную, и чуть не потеряла сознание от боли в спине. Я не могла ходить или сидеть. Это длилось пару недель, я полностью зависела от людей, которые должны были меня обслуживать. А я собиралась уезжать в колледж и жить вполне самостоятельно. Мы обратились к знакомому ортопеду. Он предписал мне оставаться в постели, пока боль не пройдет, и носить корсет. Затем предложил систему упражнений для укрепления мышц спины. Я уехала в колледж в корсете, это было ужасно, но носила его не особенно долго, так как он причинял больше неудобств, чем пользы. Боль, однако, действительно прошла, и в течение нескольких лет все было прекрасно. Периодически, при перенапряжении, спина давала о себе знать, но не в такой мере, как в первый раз. Что-то подобное случалось со мной не более двух или трех раз. Три года назад, прикрепляя вешалку для полотенец, я, очевидно, наклонилась вперед, и в мышцах спины мгновенно возник спазм. Пришлось несколько дней провести в постели. Когда я лежала неподвижно, боли проходили1. Итйк, от 20 до 30 лет я в основном лечила себя сама. Наконец решила, что мне необходимы упражнения для поддержания тела в хорошей форме. Сейчас я думаю, что упражнения, которые я делала, принесли мне- больше вреда, чем пользы. Я не считалась со своим состоянием и вела себя так, будто все было в порядке, надеясь, что таким образом укреплю свои мышцы и буду здорова. Год назад одно из упражнений, которое включало стойку на голове, вызвало ухудшение состояния. У меня начались боли в верхней части спины и шеи. В этих местах развивалось онемение. Иногда боль была тупой и ноющей, иногда резкой. Я не могла повернуть шею и была просто несчастной.
В конце концов я решила пойти к врачу. Он сказал, что курс лечения займет от девяти месяцев до года и будет включать тепловые процедуры, механотерапию и упражнения, что я должна буду приходить к нему 2-3 раза в неделю в течение года. Для меня это было непривычным, ибо я не хотела проводить свою жизнь в приемной врача. В конце концов я нашла хиропрактика, к которому нужно было ходить от 6 до 8 раз и который действительно помогал. Он сразу же сказал, что у меня ВЧС-синдром и, вероятно, придется вправить челюсть. После шести визитов наступило улучшение, но оно не было длительным, поэтому врач направил меня к ВЧС-специалисту. С тех пор как я начала это лечение, меня гораздо меньше мучает боль шеи и спины. Стало гораздо легче двигать шеей. Тренировки биообратной связью также оказали огромное влияние на отношение к проблемам повседневной жизни.
Конечно, я все еще испытываю дискомфорт. Мышцы шеи слишком напряжены, но благодаря упражнениям биообратной связи я могу обнаружить их и снять напряжение. Контролирую ситуацию.
Трудно сказать, как это отразилось на моей жизни. На память приходят некоторые случаи. Например, я играю на пианино. Обычно стоило мне поиграть 15 или 20 минут, как у меня возникала настолько острая боль в правой части спины, что приходилось ложиться на пол и делать специальные упражнения. Больше этой проблемы для меня не существует”.
' На наш взгляд, в данном примере болевой синдром в пояснице скорее всего обу- словлен трещинами межпозвонкового диска при его дегенеративно-дистрофическом поражении (остеохондроз). На этом фоне в дальнейшем мог возникнуть и ВЧС-синдром (прим. науч. ред.).
Шейла: „Мне 24 года, страдаю головными болями, начиная со старших классов школы. Трудно сказать, когда именно они начались. Я думала, это нормальное явление, поэтому никогда не обращала на боли внимания, полагала, что они возникают от вождения машины, длительного чтения или однообразного напряженного занятия. Моя работа в рекламном агентстве напряженная.
Головные боли особенно не мучили меня до неприятной истории с челюстью. Однажды я открыла рот слишком широко и выдвинула подбородок. На следующее утро разболелась челюсть, и я уже не могла широко раскрыть рот. Головные боли я не связывала с выдвинутым подбородком, но именно в то время они резко усилились. Меня мучило ужасное пощелкивание с одной стороны челюсти, когда я раскрывала или закрывала рот.
Я обратилась к стоматологу, который специализировался на заболеваниях челюсти, и он сказал мне, что мой недуг не только оттого, что я слишком широко открыла рот, но и от напряжения, прописал мне лекарства и сконструировал пластинку прикуса. Приспособление предназначалось для верхней части ротовой полости. Оно было у всех на виду и носить его было неудобно. Кроме того, и не особенно помогало. Пощелкивание не прекращалось, я по-прежнему испытывала затруднение, когда нужно было открыть рот, и страдала от головных болей. Лечилась на протяжении двух месяцев, а затем перешла к другому специалисту. Новый стоматолог объяснил мое недомогание смещением челюсти и рассказал, как будет его лечить. Объяснил, почему старое приспособление не давало эффекта, и сконструировал новое. Спросил: „У вас бывают головные боли?” Я ответила: „Да, а разве не все страдают ими?” Он сказал: „Нет, это потому, что у вас смещена челюсть. Я могу помочь вам”.
Я согласилась на лечение. Помню, как пришла к нему в первый раз и сказала: „У меня новая головная боль”. Она была очень сильной. Эти боли начинались у меня иногда по утрам. Но в тот период возникали в любое время дня. Он вставил новое приспособление в рот и сказал: „С этого дня я избавляю вас от головной боли”. Через 10 минут после того, как он вставил новое приспособление, головная боль прошла. И не возвращалась в течение шести месяцев. Это было поразительно. Пощелкивание тоже исчезло.
Сейчас моя челюсть в нормальном положении, не бывает головных болей, за исключением случаев, когда я действительно работаю слишком много. Просыпаться утром без головной боли и ложиться спать без нее, без лекарств - это чудесно”.