Авторы настольной книги любителей юмора «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров вложили в уста главного героя Остапа Бендера блестящую реализацию данного приема.
С открытыми ртами любители шахмат из Богом забытых Васюков слушали разглагольствования великого комбинатора: «Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва - в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью- Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира.
- Всего мира!!! - застонали оглушенные васюкинцы.
- Да! А впоследствии и Вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!» [105, 251-252].
Непривычное оформление
Некий аристократ попросил одну газету дать информацию о некой особе, чтобы ее прочел каждый. Метранпаж с задачей легко справился: он просто поместил эту информацию вверх ногами. И конечно, ее прочитал каждый.
В этой истории приманкой послужило необычное представление материала.
Заманчивое предложение
Нерeдко приманка выступает в форме заманчивого предложения. Зафиксированы случаи появления подобных приманок в самых необычных местах.
Заокеанский коллекционер эпитафий обнаружил среди печальных надписей в местах вечного упокоения немало приманок меркантильного свойства.
[128]
Например: «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элм-стрит, 7, и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены» (эпитафия на могиле Дж. Бэйтса, Чарльстон, Южная Каролина), «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». (эпитафия на могиле Э. Райт в американском городе Минеаполисе).