Однако далеко не всегда находится достойный информационный повод, способный служить аппетитной приманкой для адресата воздействия. Этим объясняется появление и широкое распространение «псевдособытий» - событий, «изготовленных» для немедленного репортажа о них. Согласно проведенным исследованиям, в 1979 году почти 70 % всех американских телевизионных новостей составляли подобные псевдособытия.
. Сам термин «псевдособытия» был тогда же введен историком и социологом Дэниэлом Бурстином в статье «От собирания событий к их изготовлению: поток псевдособытий».
Но псевдособытия организовывались задолго до появления соответствующего термина. Подобный пример искусственно созданного события приведен в книге Эдварда Бернайза «Кристаллизация общественного мнения». Так, у руководства отеля, в котором дела идут средне, рано или поздно возникает вопрос: как поднять престиж отеля? Если ранее специалисты посоветовали бы повысить комфорт, сменить управляющего, то теперь, скорее всего, последует совет: широко отметить тридцатилетие отеля (псевдособытие).
Смысл псевдособытия, как его объясняет Д. Бурстин, представить обыденные факты более значительными и глубокими, чем они являются в действительности.
Псевдособытия создаются, чтобы привлечь внимание прессы, и фактически дают повод для бесплатной рекламы. Например, когда Боб Грэхем участвовал в выборах губернатора во Флориде в 1978 году, он начал как безвестный политик, его имя в списке кандидатов узнавали не более 3 % избирателей. Грэхем изменил ситуацию благодаря своему проекту «рабочих дней». В течение ста дней этой кампании он выполнял различную работу, на каждую из которых тратил один день, по-видимому, чтобы узнать требования и нужды различных секторов электората. События детально освещались в масс-медиа и дали Грэхему колоссальное преимущество, несмотря на скрытую в них политическую мотивацию. Он разрядил критическое настроение публики по отношению к себе.
[136]
И доказал что это был не рекламный трюк: Боб Грэхем одевался в соответствии с требованиями той или иной работы и тратил целых 8 часов на ее выполнение. Прошли первые девять дней, прежде чем были приглашены представители СМИ, так что Грэхем успел отладить процедуру. Фотографии «рабочих дней» использовались в его рекламной кампании, но более важно, что работа Грэхема освещал ась в новостях как событие. В целом это был блестящий пример использования новостей для достижения своих политических целей; никакая реклама не могла бы дать ему столько, сколько он получил в новостях совершенно бесплатно.
Некоторые новые возможности для создания псевдособытий появились в США в 1992 году с приходом «политики ток-шоу». Кандидаты Клинтон, Буш и Перо давали интервью на МТУ, в шоу «Ларри Кинг жив» и других развлекательных ток-шоу. Фактически эти программы открывали новые возможности для самораскрытия кандидатов, когда те представали живыми людьми и это очень привлекало публику. После некоторых из этих выступлений оставались длительные воспоминания. Когда музыкант-любитель Клинтон, надев черные очки, играл на саксофоне с оркестром «Арсенио Холл Шоу», наблюдался поразительный контраст энергичного молодого кандидата, - родившегося в поколение бэби-бума, со стареющим, осторожным Бушем и неповоротливым Перо [274, 284-285].