Линц, Доннерстайн и Пенрод [385; 386; 388] исследовали эффекты подобных фильмов. Участников экспериментов, студентов колледжей, сперва опрашивали и исключали тех, у кого раньше проявлялись враждебные наклонности или психологические проблемы. Остальным юношам в экспериментальной группе каждый день в течение недели показывали выпущенный в Голливуде стандартный фильм категории R. Все эти фильмы отличались необычайной жестокостью, в них было множество эпизодов с убийством женщин, причем они умирали медленной, мучительной смертью в ситуациях с эротическим контекстом. Каждый день участники эксперимента заполняли анкеты, оценивая фильм и предоставляя данные о своем состоянии.

Эти оценки показывают, что по мере просмотра все новых Фильмов реакция мужчин становилась менее депрессивной, менее раздраженной и менее тревожной. Фильмы сами по себе с течением времени оценивались как более приятные, юмористичные, имеющие больше социальной значимости, менее жестокие и оскорбительные, менее унизительные для женщин. За неделю жестокие эпизоды в целом и эпизоды с насилием в частности оценивались как встречающиеся реже, чем это было в действительности. В похожем исследовании, которое про-водил Крафка [380], он тестировал женщин и не обнаружил подобных эффектов. Хотя эти данные служат доказательством

635

определенного привыкания к жестокости мужчин, остается открытым вопрос, переносятся ли создавшиеся таким образом оценки на другие ситуации.

Чтобы ответить на этот вопрос, Линц, Доннерстайн и Пенрод [385] предложили тем же испытуемым принять участи еще одном эксперименте: они не должны были осознавать никакой связи происходящего с кинофильмами. В этом эксперименте испытуемые наблюдали за судом над насильником, проводимым в юридической школе, и оценивали его несколькими способами. В сравнении с контрольной группой мужчины которые видели боевики, считали, что жертва насилия меньше пострадала и физически и морально.

Эти результаты соответствуют и результатам эксперимента Зиллмана и Брайанта [441], которые обнаружили, что постоянный просмотр присяжными откровенно сексуальных материалов приводил к вынесению более мягкого приговора насильнику. Такие данные показывают, что мир, который мы себе представляем после просмотра боевиков и откровенно жестоких фильмов, искажает реальность, и эти представления могут иметь губительное влияние, если человек верит в то, что демонстрируемое фильмами и есть реальность.

Неудивительно, что данное исследование и другие работы в этом направлении (см. обзор [345]) вызвали в обществе серьезную озабоченность и тревогу. Встревожили они и психологов. В более поздних экспериментах некоторые из основных эффектов не были повторены [387], и эти выводы подверглись критике как с точки зрения методологии, так и по существу [430; 412].

Подверглись критике и разграничения, которые проводили Доннерстайн и Линц между эффектами порнографии с насилием и без него [430; 442].

Есть еще один аспект демонстрируемой на экранах жестокости — драки.

На экране киногерои страшно избивают друг друга, падают, вскакивают и продолжают драться. Специалисты же утверждают, что после каждого такого удара подняться невозможно Тем самым кино притупляет чувство опасности, которую несут подобные драки. В некоторых странах уже обратили внимание на эту проблему: «Огромной проблемой для здравоохранения"

636

назвал Джон Блэк, консультант по экстремальной медицине из Оксфордского госпиталя имени Джона Рэдклиффа, смерть от одного удара в пьяной ссоре. Действительно, в Великобрита-нии количество смертельных случаев из-за одного-единствен-ного удара стремительно растет. Думается, для нашей страны проблема никак не меньшая.

Социальный заказ создателям фильмов

В годы Великой депрессии (1929—1933) в США Голливуд получил социальный заказ государства поднимать настроение согражданам, дать им отдохновение от чувства страха, пессимизма, безысходности.

И американские кинематографисты блестяще справились с этим заказом, создав множество жизнеутверждающих лент с обязательным «хэппи эндом». Именно с тех пор Голливуд называют «фабрикой грез», а счастливый конец является непременным атрибутом всякого фильма. Как правило, добро побеждает зло: трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности приводят к успеху.

К сожалению, российская власть не делает подобного социального заказа. И создатели фильмов заполонили наши экраны нагоняющей пессимизм «чернухой».