Убедившись лишний раз, что телевидение — действительно создатель кумиров публики (поп-идолов), посмотрим, какие ценности оно несет народу.
625
Приходится признать, что телевидение не балует нас добростой напротив, смакуются моральные уродства: могут подолгу и со вкусом рассказывать о маньяках, убийцах, насильниках, о скандалах шоу-бизнесе, разводах-изменах. На все это находится время н о его не находится на освещение событий позитивных, в которых наши люди проявляют лучшие человеческие качества (а ведь в жизни рошего гораздо больше, чем пакостного, — есть и подвиги, и благородные поступки, но журналистов они «не вдохновляют»). Аноиси фильмов непременно состоят из взрывов, стрельбы, драк—видно телевизионщикам это представляется самым главным в фильмах. Таким образом превозносится культ насилия. Какие ценности образ жизни и поведения тем самым пропагандируются?
Существенно снизилось качество передач. Мелкотемье и бездуховность захлестнули телеканалы, и, естественно, по-хозяйски разместилось на них все только самое примитивное легковесное и ходульное. Пищу духовную почти полностью заменили кулинарией — на всех телеканалах готовят еду! Если и покажут иногда киношедевры, познавательные и просто интересные программы, то непременно глубокой ночью — как будто зрителю утром не нужно идти на работу (скорее подразнили, чем дали возможность получить качественный телепродукт).
Известный американский юморист Роберт Орбен так отозвался о соотношении интеллекта и ТВ: «Согласно последним научным данным, чем выше уровень интеллекта, тем меньше человек смотрит ТВ. По-моему, справедливо и обратное: чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень твоего интеллекта».
К сожалению, это суждение в неменьшей степени справедливо и для отечественного телевидения.
Поражает все более распространяющееся речевое бескультурье на телеэкране. С экрана звучат избитые выражения и примитивные обороты речи, которые убогостью и затасканностью действуют на нервы: «супер», бесконечные «как бы» и «короче», «по-любому», «по жизни», «без разницы» и т. п. А чего стоят «Вау!» и «Йес!» как подражание американцам (с жестом, каким раньше дергали ручку сливного бачка в туалете). Причем этими «изысками» потчуют слушателей не только приглашенные в студию, но и сами ведущие. Все это постепенно привело к тому, что телевидение из объекта уважения превратилось в предмет раздражения и критики. Это касается
626
как российского телевидения, так и белорусского, которое в значительной степени копирует московские программы, а те, в свою очередь, копируют их с западных телеканалов.