Где источники стремительного обогащения кучки миллиардере? Они прежде всего в приобретении за бесценок наиболее доходных предприятий, создававшихся трудом предшествующих поколений и потому бывших государственной (общенародной) собственностью, и в последующем выжимании прибыли из них, т. е. эти средства отнимаются у массы населения. При этом рост стоимости активов приватизированных (как метко окрестили в народе, «приватизированных») предприятий просто свидетельствует о том, что при приватизации они были бессовестно занижены — еще больше, чем тогда представлялось. И теперь становится ясно, какова истинная цена народного достояния, посредством присвоения которого сделали состояния российские миллиардеры.
Таким образом, главный источник появления российских нуворишей — грабеж национального богатства многострадальной России. Причем процесс этот, начавшийся при Ельцине, продолжился и при Путине. Во всяком случае, об этом свидетельствуют объективные финансовые эксперты международного уровня, фиксирующие рост числа российских миллиардеров.
Это стало возможным благодаря близости будущих олигархов к власти и их связям — родственным, дружеским, деловым.
Бесчестность их стремительного обогащения очевидна. До недавнего времени олигархи старались избегать огласки де
653
талей сделок первого периода «большого хапка». Но все тайное со временем перестает быть таковым. Жадность оказал сильнее чувства стыда и в судах Лондона появился ряд исков одних олигархов к другим.
Так, Б. Березовский предъявил иск Р. Абрамовичу почти на 4 млрд долларов. «Крестный отец» российской олигархии обвиняет младшего экс-партнера в том, что тот вынудил его продать по дешевке акции ОРТ, «Сибнефти» и «Русала». Якобы Абрамович, пользуясь близостью к российской власти, оказывал давление на Березовского и их общего партнера, ныне покойного Б. Патаркацишвили.
По утверждению Б.Березовского, летом 1995года, когда президент Б. Ельцин создал своим указом частную нефтяную компанию «Сибнефть», они втроем (Березовский, Абрамович и Патаркацишвили) поделили между собой ее акции. Затем, как утверждает Березовский, они с Патаркацишвили передали свои акции Абрамовичу в доверительное управление.
Но вскоре Березовский иммигрировал в Лондон, а близкий к власти Абрамович воспользовался его уязвимым положением. Якобы он потребовал от партнеров продать ему все акции, пригрозив экспроприировать их в случае отказа.
Абрамович же, в свою очередь, считает, что «Сибнефть» всегда принадлежала только ему. Истец через Ельцина лишь помог ему заполучить компанию, а покойный Бадри помогал скупать предприятия алюминиевой отрасли и обеспечивал защиту. Абрамович за это их отблагодарил: дал 1,3 млрд долларов Березовскому и 585 млн — Патаркацишвили. Кроме того, давал им деньги на финансирование ОРТ.
Свои дрязги бизнесмены предпочитают решать в английском суде. Им и в голову не приходит, что своими «заграничными разборками» они унижают страну, в которой сколотили несметные состояния.
Слухи о нечистоплотных методах ведения крупного бизнеса ходили всегда. Теперь же, когда они принялись трясти в Лондоне свое грязное белье, развеялись какие бы то ни было иллюзии: эти капиталы «с душком». Судя по материалам, представленным английской Фемиде, их истории изобилуют шантажами, тайными сговорами. Эти признания — еше один весомый аргумент для тех, кто считает приватизацию в России
654
справедливой и требует от государства устроить для бога-тейших собственников некое «чистилище». Суть идеи проста: те, кто получил несметные активы в смутные годы, должны компенсировать стране «упущенную выгоду» — или вернуть добро, или уплатить некий спецналог на присвоенное имущество.
К сожалению, методы, какими в «лихие 90-е» создавались громадные состояния, и сопутствующие им нравы и установки сохранились в среде крупнейших российских бизнесменов. Все они вывозят капиталы за рубеж, все используют мошеннические схемы минимизации уплачиваемых налогов, все стремятся к монополизации рынка и вздуванию цен.
Вторым источником обогащения в России является коррупция, как раковая опухоль, пронизавшая государственный организм России и общество. Взятки берут все, от кого зависит решение хоть какого-нибудь вопроса. Министры (достаточно вспомнить бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, получившего прозвище «Миша — 2 %» за установленный им минимальный размер «отката» за свою подпись); депутаты — за поддержку или проваливание законопроектов в интересах тех или иных промышленно-финансовых групп, за лоббирование и депутатские запросы; партийные руководители — за место в избирательном списке; работники милиции, суда, прокуратуры — за выгодное «заказчикам» решение вопросов; преподаватели — за поступление в вуз и оценки на экзаменах; медики — за лечение; работники военкоматов — за отсрочку от призыва и т. д. и т. п.
Очень прибыльный бизнес на недвижимости— выделении участков под строительство, противозаконное отчуждение объектов недвижимости и другие махинации с ней.
Увеличивают доходы чиновников незаконное участие в Коммерческой деятельности, владение пакетами акций, заня-тие оплачиваемых должностей в хозяйствующих структурах, уконение от уплаты налогов.
В результате в 2007 году число долларовых миллионеров в России достигло 136 тысяч человек — на 14,4 % больше, .чем в предыдущем году. У многих на постсоветском пространс-тве сейчас возникают мысли (глядя на тех, кто процветает, — олигархов, коррумпированных чиновников, криминальные
655
и полукриминальные структуры), что только нечестным путем можно обеспечить себе приемлемый уровень жизни.
Ведь не секрет, что, например, гигантские состояния олц гархов были созданы посредством использования несове " шенства законодательства и нечестности чиновников, способствовавших перетеканию народного достояния в руки наиболее алчных дельцов. Выдавались квоты на приобретение нефти металла и других ресурсов по государственным (значительно заниженным) ценам и лицензии на продажу их за рубеж, где цены несоизмеримо выше. «Нужные» фирмы под надуманными предлогами освобождались от уплаты налогов. В периоды галлопирующей инфляции выдавались кредиты под проценты, в десятки раз меньшие уровня инфляции. Высокодоходные предприятия приватизировались за бесценок. Лопнувшие финансовые пирамиды перекачали в карманы их ловких организаторов средства миллионов обманутых вкладчиков.
«Нас долгое время пугали госкапитализмом. А в результате мы получили олигархический капитализм, — рассказал «АиФ» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. — Действует принцип: своим — все, а чужим — «закон». Новичков в бизнес не пускают. В результате мы получаем диктат монополий, а следовательно, и рост цен. А ведь все инновации начинаются в малом бизнесе, а он в неволе не размножается.
Плюс надо учитывать, что помимо публичных олигархов, попадающих в рейтинги и находящихся в милости у власти, есть отдельный пласт не менее богатых людей. Они маскируются под рядовых граждан. Многие из них сидят в госкорпорациях, с помощью которых госимущество передается в частные руки. Такая вот смычка государства и бизнеса. На этой старой базе распределения доходов в светлое будущее мы не въедем. Надо менять основы экономической и социальной политики. И главная интрига ближайших двух-трехлет заключается в том, будет это сделано или нет».
Раковая опухоль на теле России — возникшая под защитой власти олигархическая система, при которой приближенным к власти дозволено присваивать собственность, набивать карманы и банковские счета, не забывая при этом развлекать народ — чтобы поменьше замечал, как его грабят.
656