Не секрет, что главную роль в стремительном обогащении нынешних олигархов сыграла несправедливая приватизация, когда самые лакомые куски общенародной собственности в одночасье перешли в их руки.
Вот что по этому поводу говорит заведующий кафедрой финансовой стратегии международной школы экономики МГУ профессор, академик РАН Владимир Квинт: «В других странах рост количества миллиардеров ненамного опережает рост экономики. В России же число миллиардеров увеличивается, а страна с трудом достигает уровня разваленного 1990-го. Это говорит о страшной концентрации капитала в руках тех, кто этот капитал в основном не создавал, а приобрел малозаконными путями. Примечательно, что у большинства российских миллиардеров за два-три года до приобретения компаний не было денег даже на обед в хорошем западном ресторане. Они сделали свои состояния «в одну ночь» — когда закон был еще советским, а страна уже шла к рынку. В ту «ночь» можно было все, даже то, чего нельзя. И этот фактор был сильнее сырьевого: ведь само наличие нефти и газа в стране не ведет автоматически к созданию миллиардных состояний в таком количестве, как в России. Пример тому — богатая нефтью Саудовская Аравия, в которой миллиардеров в 7 раз меньше, чем в России».
Директор Института новой экономики академик РАН Сер-Глазьев пишет: «В начале 90-х годов некоторые люди получили имущества на миллиарды долларов фактически задаром. Классический пример — Роман Абрамович, который благодаря
651
ельцинской «семье» купил известное предприятие за 100 млн.
долларов, а потом продал его государству за 13 млрд долларов,
(т. е. в 130 раз дороже!). Сегодня многие миллиардеры стараются
не только не афишировать прибыльность своих компаний
(бывших государственных), но даже занижают их стоимость,
чтобы не привлекать лишний раз внимание общественности,
властей и налоговых органов.
Итоги приватизации должны быть пересмотрены — например, с помощью введения компенсационного налога на те
объекты приватизированной собственности, которые в свое время были недооценены. Прогрессивный налог на прирост капитала начислялся бы по разнице между текущей рыночной стоимостью актива и его оценкой при приватизации, т. е. чем большая прибыль получена от приватизации, тем выше ставка налога. Все остальные формы по отношению к приватизаторам — еще более жесткие. Скажем, пересмотр в судебном порядке незаконных сделок будет означать не просто конфискацию имущества, полученного в результате заключения мошеннических или мнимых сделок, но и возможное заключение под стражу».
Эти идеи Сергея Глазьева не отвечали позиции Кремля, и он был вытеснен из сферы реальной политики.
Сейчас статистика, считая доходы россиян, не учитывает дивиденды миллиардеров, а потому средняя зарплата по России немногим выше 14 тыс. рублей. Выходит, в день россияне зарабатывают менее 500 рублей. А вот труженик «Базэла» Олег Дерипаска к своему 40-летию умудрился в непосильных трудах увеличить состояние до 40 млрд долларов, зарабатывая в течение 2007 года по 50 млн долларов в день. Эта цифра не укладывается в голове обычного человека.
Вдумаемся, финансовая «подпорка» всей России (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния — в обшей сложности 157,3 млрд долларов) уступает общему состоянию семерки самых богатых россиян (172,5 млрд долларов). Это ж как надо было растащить наиболее прибыльные отрасли экономики, чтобы на страховку от финансового коллапса для все страны денег приходилось меньше, чем на семь отдельно взя тых ее граждан! Только за один 2007 год в России прибавилось 40 долларовых миллиардеров (в 2006 году — 61, в 2007 году -
652
101). Можно было бы порадоваться за соотечественников. Но только не у нас в стране, где даже по официальной статистике 20% жителей находятся за чертой бедности. И нищенствуют
они не из-за того, что не хотят зарабатывать, а из-за того, что их лишают этой возможности.
Непрекращающийся процесс все большей монополизации экономики сопровождается выдавливанием малого и среднего бизнеса. Подавив конкуренцию, монополисты тут же устанавливают более высокие цены. Государство в лице продажных чиновников фактически не оказывает монополистам серьезного сопротивления. В результате прибыли монополистов растут за счет уменьшения доходов простых граждан.