Государственный строй губит скорее алчность богатых,

нежели простого народа.

Аристотель.

Если вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе —

значит, дело в деньгах.

Ф. Хаббард.

Одна из целей манипуляции сознанием народа, осуществляемой властью, — создание видимости заботы о простых людях. В этом особенно заинтересована нанятая олигархами власть российская, поскольку ей надо замаскировать то, что вместо блага страны во главу угла она поставила создание условий для того, чтобы новоявленные богачи продолжали бесконтрольно грабить свою страну. Посмотрим, как власть реализует эту установку.

Чьи интересы отстаивают российские законодатели

Установка власти на обслуживание интересов сверхбогачей нашла свое выражение, в частности, при формировании законодательных органов.

Так в составе Госдумы, избранной в конце 2007года, и Совета Федерации оказалось двенадцать долларовых миллиардеров, и Госдума заняла первое место среди парламентов стран мира по числу миллиардеров-парламентариев. А ведь среди законодателей есть еще и немало долларовых миллионеров. Могут ли эти богачи понять нужды простых людей? Конечно, нет. Они успешно отстаивают лишь свои клановые интересы.

Приведем несколько красноречивых фактов. Госдума приняла плоскую шкалу налогообложения, крайне выгодную именно богатым: при ней и зарплата ниже прожиточного минимума, и доход миллионера облагаются по одной ставке. Такого нет ни в одной стране с рыночной экономикой! В развитых странах зарплаты ниже прожиточного минимума вообще не облагаются налогом.

Второе — налог на имущество. Сейчас большинство владельцев особняков и дворцов таких налогов не платит. Проекты за-

709

конов есть, но их тормозят те, по чьему карману такое решение и ударит. Те же небедные депутаты. Действует «золотое правило»: у кого золото (деньги), тот и устанавливает законы.

Едва приступив к работе, в декабре 2007 года Дума начала с отстаивания собственных привилегий. На одном из первых же заседаний депутаты дружно отклонили поправки к закону «О безопасности дорожного движения», с помощью которого инициаторы рассчитывали ограничить использование мигалок и прав на разгон транспорта при проезде господ депутатов и чиновников.

Не случайно поэтому деятельность Госдумы не одобряет почти половина населения (46 %). Люди же не слепые. Да и разве можно было не заметить, какая драчка разгорелась между депутатами за вхождение в Комитет по бюджету — в тот, где «пилят деньги». Туда затолкались аж 50 пилильщиков. А можно ли не заметить, как депутаты из года в год проваливают законы, которые могли бы оздоровить ситуацию с коррупцией? А что сделано для восстановления независимости судебной власти, для поддержки свободных СМИ? Где меры против тех, кто спаивает народ, кто строит новые финансовые пирамиды, грабит участников долевого строительства жилья, охмуряет людей лживой рекламой, развращает детей при помощи телевидения?

Уже более 15 лет Госдума постоянно проваливает попытка принять закон «О борьбе с коррупцией». Под «благовидным предлогом» депутаты отменили и принятый с большим скрипом в 1998 году закон о госконтроле за соответствием крупных расходов доходам. За прошедшие 10 лет в Подмосковье в росли сотни дорогущих особняков и дворцов, принадлежащъ «безымянным» чиновникам и депутатам. Их владельцы просто немеют и отводят взгляд при вопросе «откуда деньги?». Но: одного высокопоставленного казнокрада или взяточника изловили.

В результате власть в России буквально срослась с гигантской по масштабам коррупцией, пропитавшей все ее структуры. Коррупция стала, пожалуй, самой главной угрозой российской государственности. Но она выгодна прежде все людям богатым, которые могут «проплатить» принятие нужных им решений в государственном аппарате и в правоохраня-

710

тельных органах. Коррупция выгодна также чиновникам и депутатам, кормящимся взятками. Остальное население жестоко страдает от взяточников.

В результате коррупция стала настолько обыденным явлением, что многие уже и не скрывают, дают взятки, хотя это уголовное деяние и со стороны берущего, и со стороны дающего. По данным социологических опросов, в сентябре 2008 года в этом признался каждый третий из опрошенных россиян. Среди предпринимателей в даче взяток признались 42 % опрошенных; доля признавшихся в этом московских предпринимателей еще выше — 56 %. При этом 54 % респондентов не осуждают тех, кто дает взятки, понимая, что других способов решения вопросов у людей нет. Реальные цифры заведомо выше, поскольку далеко не все готовы рисковать, признаваясь в этом преступлении.

Олигархический капитализм

О роли олигархов в России размышляет известный журналист главный редактор еженедельника «Аргументы и факты» Николай Зятьков: «Если олигархи существуют, значит, это кому-нибудь нужно. Кому и зачем? Во-первых, безусловно, это нужно им самим. Во-вторых, как думают некоторые, — экономике России. Которую они якобы смогли развить при переходе от государственной формы собственности к частной. Но, скажем, в той же олигархоемкой — сырьевой — отрасли по сути ничего не изменилось. Ни новых предприятий, ни новых технологий... Так же как не появились ни новые отечественные автомобили, ни компьютеры, ни телефоны... На что хватает смекалки у многих, так это ввезти в Россию кое-что под видом запчастей, а в стране собрать машину, станок или мебельный шкаф.

Возможно, тогда олигархи нужны государству, власти ? Это ближе к истине. Государству выгодно существование нескольких десятков «образований», с которыми, как с министрами, удобно решать экономические, финансовые и даже политические вопросы. Иначе как объяснить тот факт, что власть не особенно притесняет олигархов, ограничиваясь несколькими посаженными или выдавленными за границу персонами. Кроме того, правительство не «стреноживает» российских олигархов антимонопольными и

711

антикартельными законами, которые на Западе не дают миллионерам спокойно жить. Например, несмотря на авторитет Билла Гейтса, его регулярно привлекают к суду с требованием «разделить бизнес».

Мало этого, у нас делаются реверансы в сторону олигархов: разрешили беспрепятственно выводить заработанные в России средства за рубеж, вкладывать их там в экономику. Как будто у нас в стране все так хорошо, что уже и деньги не нужны, и развивать нечего.

Очевидные вещи можно было бы и не повторять, если бы не ставка руководства страны на инновационный путь развивития. И вот здесь-то возникает «засада»: тормозящая разработку новых технологий олигархическая монопольная структура неэффективна! Когда же нам ждать разолигархвления страны?» [103].

Продолжая мысль известного журналиста, укажем, кому еще в России выгодно наличие олигархов. Всем тем, кто обслуживает их: топ-менеджерам, юристам, охранникам и т. д. Появление в стране сверхбогатых людей оказалось золотой жилой для российских поп-звезд, бесстыдно демонстрирующих свое богатство в нищей стране. Вот мнение по этому поводу известного музыкального критика Артемия Троицкого: «Думаю, по уровню гонораров многие наши артисты уже вышли на западный уровень. Другое дело, что, на мой взгляд, попали они на такую высоту совершенно незаслуженно. Западные артисты, включая Мадонну, «Ю-ТУ», «Роллинг стоунз» и т. д., отрабатывают гонорары на больших публичных концертах, выкладываясь, потея и напрягая свои голосовые связки по два часа. Что касается наших поп-звезд, то они особенно не парятся. 95 % их дохода поступает от корпоративных мероприятий, где они в течение 20 минут открывают рот под «фанеру», и уходят, унося пятизначные суммы в евро. Поскольку за один вечер можно таким образом пооткрывать рот на четырех-пяти мероприятиях, вот и набегает гонорар, соизмеримый с тем, который получает Мадонна. Так что денег у этих ребят стало много. А поскольку мозгов у них никогда особенно не было, то тратят они их на всякие дурацкие вещи типа шмоток и машин. У нас вообще стало модным кичиться богатством, но не артисты первыми начали это делать».

712

Неудивительно, что наиболее процветающие поп-звезды вполне довольны своим нынешним положением, несмотря на типичные для этой среды скандалы и интриги. Характерно в этом смысле высказывание Филиппа Киркорова, разоткровенничавшегося белорусской журналистке Раисе Мурашкиной: «В шоу-бизнесе, этом террариуме целующихся змей, ощущаю себя комфортно».

Подводя неутешительный итог, мы вынуждены признать, что демократия в России превратилась в воровскую олигархию и обслуживающие ее прослойки, а рынок — в жесточайший диктат жуликов-монополистов. И только государство может дать по рукам этим людям, отобрать украденное и посадить надолго. Если же государство самоустраняется, как это произошло в 90-е годы, то демократы превращаются в воров, которые прикрываются перед народом красивыми лозунгами. И народ начинает ненавидеть демократию, представляя, что демократы — это исключительно расхитители и разрушители [103].

Власть денег

Эта власть пропитала все органы государства Российского. Милиция «крышует» многие виды преступности. В прокуратуре, суде можно «купить любое решение». И побеждает тот, кто больше заплатит. Особенно позорно, что и органы госбезопасности, долженствующие по определению иметь «чистые руки», не устояли перед соблазном обогащения. Показателен в этом плане известный скандал, когда выяснилось, что вся китайская контрабанда, разрушающая российскую легкую промышленность, шла под прикрытием ФСБ.

Среди нынешней бизнес-элиты более 30 % из силового блока. Власть денег подчинила себе и российское телевидение. Для собственников телеканалов на первом месте оказались доходы. Их дает реклама — 5 миллиардов долларов в год, а ее стоимость зависит от рейтинга программ, прерываемых ею. Ради рейтинга и этих миллиардов хозяева телевидения заполняют телеэкраны сценами насилия, жестокости, смакованием блуда и прочего аморального поведения — всем, что отвечает самым низменным инстинктам. Это мнение поддерживает профессор Дипломатической академии МИД РФ Игорь Панарин, который отмечает, что 90 % доходов каналы получают от зарубеж-

713

ных рекламодателей: «Это уже проблема внешней информационной экспансии». И, добавим, экспансии экономической поскольку, продвигая с помощью рекламы свои товары и услуги, зарубежные производители захватывают российский рынок и способствуют разорению отечественных производителей.

О национальной идее

Как видим, «сбережение народа» (по выражению А. Солженицына) не входит в круг интересов правящей элиты. Ее интересы сводятся к личному обогащению посредством присвоения того, что еще осталось от социалистической собственности.

Таким образом, у власти и основной массы населения принципиально разные цели. У первой — самообогащение, у второй — выживание.

Именно эта пропасть, разделяющая власть и общество, привела к тому, что многолетние поиски российской национальной идеи оказались безрезультатными. Они и будут такими до тех пор, пока власть не повернется лицом к нуждам большинства населения своей страны.