В настоящее время клиническая психология прочно ша с системой здравоохранения и медицины и отвечает современным требованиям науки и лечебной практики. В США жалованье и карьера университетских психологов стали в большей степени, чем в прошлом, зависеть от государственного финансирования. Стремительный рост цен на медицинское обслуживание поставил перед специалистами, работающими как в частном, так и в общественном секторе, 3 основные проблемы: конкурентная борьба за источники финансирования, необходимость избе-задолженности со стороны клиентов и достижение высокой эффективности психотерапии, в особенности по сравнению с медикаментозными методами лечения. В наши дни мало кто из начинающих клиницистов может рассчитывать на спокойное течение своей карьеры в условиях стабильной и независимой психотерапевтической практики. Тем не менее клиническим психологам удалось найти способы преодоления многочисленных трудностей, обусловленных повышенными требованиями, которые предъявляет к ним современное общество. Хотя :перед ними постоянно возникали проблемы (иногда приводящие к судебным разбирательствам), связанные с оплатой услуг, валидностью методов клинического обследования и с эффективностью про-1мой психотерапии, к этому времени уже был накоплен достаточный объем исследований, демонстрирующих тот факт, что тщательно спланированное терапевтическое вмешательство, позволяющее жать госпитализации, может значительно сэкономить расходы на лечение. Это привело страховые компании к выводу о том, что им выгодно оказывать

поддержку психологическому сервису (Cummings, 1976; Cummings, Budman & Thomas, 1998). Между тем страховые компании стали прибегать к услугам «менеджеров-инспекторов», управляющих терапевтическим процессом, что позволило снизить, а в некоторых случаях и вовсе исключить потери компаний, связанные с выплатой медицинской страховки. Управление лечением со стороны страховых компаний все чаще становилось серьезной проблемой для многих клиницистов, поскольку страховые компании, осуществлявшие жесткий контроль, были заинтересованы в том, чтобы максимально ограничить объем проводимых обследований и лечения клиентов.

В этих условиях, стремясь к независимости, психологи различных специальностей начали объединяться в самостоятельные группы, предлагая крупным корпорациям свои услуги по тестированию и обследованию их сотрудников, что позволило стабилизировать положение психологов, в то же время сократив расходы, которые несли страховые компании. В 1990-е гг. психологи и специалисты смежных дисциплин заговорили о необходимости реформы системы здравоохранения в США, предполагающей введение государственного медицинского страхования. Подобная государственная поддержка уже в течение длительного времени осуществляется в Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Однако такая система здравоохранения и медицинского страхования подвергается критике со стороны клинических психологов; в частности, можно указать на критическую работу Пилгрима и Тречера (Pilgrim & Treacher, 1992), основанную на опыте клинических психологов — сотрудников Британской Национальной службы здравоохранения.

В конце XX в. теория и методы исследований, используемые клинической психологией, продолжали развиваться. Особенно важным шагом явилась разработка современной техники нейровизуализации — получения снимков мозга, позволившей глубже понять особенности его функционирования. Некоторые методы сканирования мозга явились развитием техники электроэнцефалографии, отображающей электрическую активность мозга, а также развитием использования ультразвуковых методов или методов визуализации нейрохимических процессов (см. Posner & Raichle, Images of Mind., 1994). Кроме того, получили распространение исследования и внедрение в медицинскую практику новых разрешенных психотропных препаратов — медикаментов, изготовленных на основе лекарственных трав и различных пищевых добавок. Однако наряду с этим осуществляется и незаконная продажа запрещенных препаратов, что является серьезной проблемой для психологов и представителей других профессий, связанных с системой здравоохранения. Говоря о новейших исследованиях, следует обратить особое внимание на работы по картографированию генетических характеристик (Проект исследования генома человека, Human Genom project) — генетические исследования, обещающие в недалеком будущем совершить революцию в психологии.

Разочарованные перспективами Американской психологической ассоциации, поставленной в условия жесткого контроля за ее профессиональной деятельностью, многие представители академической науки и других психологических специальностей объединили свои усилия и в 1988 г. организовали Американское психологическое общество (АПО). Отчасти в качестве реакции на этот шаг Американская психологическая ассоциация изменила свою структуру, основав 4 директората: научный, образовательный, практический и директорат общественных интересов. Так, в ведение научного директората входила организация научной работы и теоретических исследований. Практический директорат занимался вопросами развития и расширения практической работы в области клинической психологии, а также защиты этой деятельности от негативных экономических и политических влияний. Между тем число практикующих психологов, особенно в сфере клинической психологии, продолжало расти. Этот процесс, начавшийся после Второй мировой войны, особенно усилился в 80-90-е гг., когда в рамках психологии стали образовываться новые дисциплины и специальности. Американская психологическая ассоциация насчитывала теперь более 50 отделов, в число которых, помимо отдела и подотделов клинической психологии, входили отделы консультационной, школьной, военной, реабилитационной, семейной и гуманистической психологии, а также отделы психотерапии, психологического гипноза, психоанализа, общественных исследований, женской психологии, психологии здоровья, психологии изучения умственной отсталости и др. Благодаря столь разнообразному спектру направлений сфера клинической психологии как самостоятельной дисциплины значительно расширилась.

В модуле 1.2 перечислены 25 наиболее значительных событий в истории клинической психологии. Читатели, интересующиеся историей развития этой дисциплины более подробно, могут обратиться к книге Рейсмана «История клинической психологии» (Reisraan, History of Clinical Psychology, 1991) или к книге Левиных «Социальная история служб психологической помощи» (Levine & Levine, Social History of Helping Services, 1970). В более раннем издании по истории клинической психологии (Sundberg, Tyler & Taplin, 1973) содержится множество фактического материала, описывается исторический контекст и ключевые события, связанные с разработкой теории клинической психологии, а также исследованиями, тестированием, психотерапией и развитием организационных структур, связанных с этой специальностью.

Подводя итог, можно сказать, что основная тенденция современного развития клинической психологии состоит в неуклонном развитии сферы ее компетенции, охватывая все более широкий круг клиентов, испытывающих самые разнообразные проблемы, в появлении все новых специальностей и расширении сферы деятельности клинических психологов. Пациентами клиник в 20-30-е гг. были преимущественно дети, страдающие нарушениями развития, адаптации и поведения. Первый учебник по клинической психологии, вышедший в 1936 г. (Lout 1936), имел следующий подзаголовок: «Руководство по разрешению проблем детского поведен] (A Handbook of Children's Behavior). Эта специализация существует в рамках клинической психологии до сих пор, однако в процессе исследований и лечения расстройств у детей было накоплено значительное количество знаний, расширивших сферу деятельности клиницистов и позволивших проводить терапию и со взрослыми людьми, которые та проявляют симптомы нарушения адаптации и делинквентного поведения. Поначалу основные задачи, которые ставились перед клиническими психологами, входившими в состав терапевтических групп, были связаны с тестированием и обучен Эти задачи по-прежнему стоят перед клиницист однако теперь к ним добавились психотерапия общественное консультирование, профилактика, [ та с семьями, а также инспектирование и руководство работой служб по поддержанию психического здоровья населения. Исследовательская работа же традиционно является важнейшим аспектом деятельности клинических психологов, однако : научная проблематика проводимых ими исследований стала более разнообразной, и сегодня на первый план в этой сфере выходит объективная оцет эффективности терапевтических программ, функционирования организаций и методов лечения, числе и объективная оценка отдельно взятых с ев индивидуальной терапии. Клинические психологи участвуют в реабилитационных программа: работают в школах, на предприятиях, в религиозных организациях и тюрьмах столь же плодотворно и в психиатрических больницах и клиниках. но юристам и врачам, многие клинические психологи ведут частную практику, создавая новые профессиональные группы и организации. Сегодня профессиональный психолог должен сосредоточит усилия в трех основных направлениях: приобретение новых знаний, достижение признания и статуса, позволяющих вести профессиональную деятельность, обеспечение необходимой официально финансовой поддержки.

Глядя в будущее, мы можем указать и на тенденции, способствующие развитию клинической психологии. Так, например, специалисты всё чаще используют компьютерные методы проведения тестирования и обработки полученных результатов. Расширяется практика психологического тестирования в сети Интернет. Использование визуализации мозга, генетические и биохимические исследования позволяют получать новую информацию, необходимую для проведения клинических следований и осуществления различных форм вмешательства. Стремительные изменения, происходят на наших глазах, а также не вполне определенные перспективы получения клиническими психологами государственной экономической поддержки в будущем не позволяют нам точно прогнозировать основные направления, которые принять их деятельность в ближайшие годы Совершенно очевидно, однако, что сформировавшаяся в ХХ в. Научная и практическая клиническая психология играет заметную роль в системе здравоохранения и помогает решению самых различных проблем во многих странах мира.

Студенты, избравшие специальность клинического психолога, могут гордиться своей будущей профессией, хотя они должны быть готовы к тому, что столкнутся с некоторой неопределенностью. Фарес и Трал описывают эту ситуацию следующим образом (Phares & Trull, 1997, p. 32):

Клинических психологов могут обвинять в шарлатанстве либо, напротив, преклоняться перед ними как перед спасителями. Порой их упрекают в недостатке знаний о человеческом поведении, отмечая в то же время заметные улучшения в состоянии их пациентов... Представители академической науки утверждают, что клинические психологи слишком много внимания уделяют прикладным аспектам, а коллеги по смежным специальностям критикуют их за чрезмерную абстрактность и научность. Все это требует от клиницистов учиться терпению, которое позволит им противостоять двусмысленности предъявляемых к ним обвинений — весьма полезному для данной профессии качеству. Несмотря на эти трудности, для тех студентов, которые хотят внести свой вклад в поиск более эффективных методов улучшения человеческой жизни, клиническая психология станет благодатной почвой для приложения своих усилий.